|
|
N°50, 21 марта 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бизнесмены спасают. Государство губит
Новая выставка в ГТГ -- повод задуматься о судьбе одного почтенного музея
Выставка «И по плодам узнается древо», открывшаяся в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, уникальна и важна во многих смыслах. Во-первых, представлены иконы из собрания частного лица -- московского коммерсанта, культуртрегера, издателя Виктора Бондаренко. Такого в залах главного государственного собрания России не случалось много-много лет. Во-вторых, полностью открытая для научных исследований, исключительная по уровню коллекция (более ста икон шести веков, с XV по начало XX) собиралась... всего четыре с небольшим года. На пресс-конференции Виктор Бондаренко задал вопрос: почему творения живописца алтарей средневековой Испании оцениваются сегодня в несколько миллионов «зеленых», а иконы безымянных русских мастеров погибают в данный момент в каком-нибудь сыром провинциальном подвале, промокшие, продрогшие, никому не нужные? Даже несмотря на активность музеев, антикваров и исследователей, колоссальное число моленных образов Древней Руси до сих пор не введено в общий контекст истории отечественного искусства. И пример собрания Виктора Бондаренко показывает, что грамотное и профессиональное коллекционирование иконописи удовлетворит амбициям частного вкуса и в историю художественной культуры маленькую, да удаленькую страничку впишет.
Наконец, в-третьих, и самое, на мой взгляд, важное. Являющийся шедевром полиграфического искусства каталог собрания открывается статьей крупнейшего отечественного медиевиста Геннадия Попова. Директор многострадального Музея имени Андрея Рублева благословил коллекцию, написав, что, начиная с 1917 года, качество ее можно сопоставить лишь с легендарным собранием древнерусского искусства художника Павла Корина. Геннадий Попов в своей статье акцентирует тот факт, что в последние годы именно воля частных лиц, коллекционеров помогала Музею Рублева жить полноценно и интересно. В 1998 году там была устроена выставка «Дары музею», включавшая около 200 произведений XII--XIX веков. «На выставке, -- пишет Г.В. Попов, -- экспонировались памятники, переданные Музею имени Андрея Рублева за пятьдесят лет его существования различными лицами -- от сельских жителей до крупных ученых и собирателей, причем именно коллекционерам принадлежит самая внушительная часть даров».
Выходит так, что открывшаяся в Третьяковке выставка -- еще одно подтверждение простой истины: коллекционеры без музеев жить не могут. Музеи -- и место профессионального общения, где можно получить экспертизу, атрибуцию, консультацию по проблемам реставрации. Музеи -- и гарантия того, что о коллекции будет кому позаботиться и рассказать потомкам. И вот тут-то обозначился чудовищный парадокс. Собиратели-бизнесмены дорожат дружбой с музеями, дарят вещи, издают каталоги, просят сделать выставку. А государство тем временем цинично разрушает благородный союз. Готовится ликвидировать тот самый пополняющийся во многом за счет личных пожертвований Музей имени Андрея Рублева. Ликвидировать с убийственной формулировкой: «оптимизация расходов федерального бюджета». То есть стратегия государства в данном случае прямо противоположна стратегии частного лица -- Виктора Бондаренко. Он приобретает. Оно сворачивает финансирование. Он показывает людям. Оно, как написала коллега Фаина Балаховская («Время новостей» от 4 марта), «задвинет в дальние глубины» фондохранилищ. Что и говорить, в эти дни название выставки «И по плодам узнается древо» воспринимается актуально как никогда. На сегодня, кстати, назначено заседание правительства РФ, в ходе которого судьба Музея имени Андрея Рублева может быть решена окончательно.
Сергей ХАЧАТУРОВ