N°48
19 марта 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ИРАКСКИЙ КРИЗИС
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  • //  19.03.2003
И Стравинский не возражал
«Весна священная» в Русском камерном балете «Москва»

версия для печати
В глубине сцены -- высокая серая стенка. На разной высоте из нее выпирают маленькие полочки -- вот ровно чтобы на такую можно было сесть скрючившись или встать не слишком-то свободно. Больше никаких оформительских изысков, лишь ноги танцовщиков перемешивают мелкую черную пыль (на пресс-конференции так много говорили о том, что сцена будет засыпана песком, -- казалось, будут барханы; на самом деле -- всего ничего, хватает лишь на то, чтобы скромный фонтанчик поднять ногой). В течение тридцати пяти минут приглашенный на постановку в Русский камерный балет «Москва» французский хореограф Режис Обадиа то прилаживает к этой стенке шестерых танцовщиков и шестерых танцовщиц, то снова отпускает потанцевать. Получается очень красиво.

Либретто Елизаветы Вергасовой патетично до дрожи: «Стена ограничивает этот бездушный мир, не дает вырваться из него. Но та же стена -- знак восхождения и очищения, она -- выход в другое измерение и возможность возрождения». Сам спектакль много проще. К нему можно, разумеется, приклеить историю о том, что действие, мол, происходит после какой-то техногенной катастрофы и что «в неистовом танце участники стремятся освободиться от ограничений реальности». Но на самом деле на сцене -- просто чередование статичных картинок и припадков буйных танцев; пафос здесь -- изобразительный, а не сюжетный.

Вот шесть мужчин в черных брюках забираются на разной высоты полочки, замирают и образуют собой то ли нотный стан, то ли выставку Симеонов-столпников. Вот девицы в бордовых платьицах кидаются к спустившимся вниз и сцепившим руки мужчинам и повисают на этих руках, качаясь, как гирлянда флагов на узловатой веревке. Вот мужчины снова на стенке -- сидят боком, свернувшись клубочками. Смена кадра -- и сверху в зал смотрят женщины, по-лягушачьи приготовившись к прыжку.

Слово «кадр» не случайно прорывается в рецензии: Обадиа -- классик видеоданса, он одним из первых начал использовать возможности монтажа для создания фильмов о танце, фильмов-танцев. Он так долго этим занимается, что, и сочиняя спектакль для сцены, самые сильные образы впечатывает в стоп-кадры.

И получается, что пять пар, будто влитых в стену причудливым узором, запоминаются больше, чем некоторая сюжетная суета: две группы танцующих бросают друг к другу мужчину и женщину, содрав с них предварительно одежду, и парочка катится по полу; не особенно интересно. Хотя и в движении есть красивые придумки, но тоже «кинематографические»: когда мужчины с размаху хлещут ведрами воду на притулившихся в стенке женщин, веера воды столь эффектны, что хочется замедленной съемки.

Девяносто лет назад, когда Вацлав Нижинский впервые поставил «Весну священную» как историю о русско-языческом жертвоприношении, он поразил французскую публику экспериментом с движением -- ноги артистов разворачивались внутрь, корявились, взрывая привычную мелодию танца, как Стравинский взорвал привычную музыку. Дитя другой эпохи, Режис Обадиа использовал Стравинского как саундтрек к сочиненному в живую фильму. И Стравинский не возражал.
Анна ГОРДЕЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  19.03.2003
«Весна священная» в Русском камерном балете «Москва»
В глубине сцены -- высокая серая стенка. На разной высоте из нее выпирают маленькие полочки -- вот ровно чтобы на такую можно было сесть скрючившись или встать не слишком-то свободно. Больше никаких оформительских изысков, лишь ноги танцовщиков перемешивают мелкую черную пыль (на пресс-конференции так много говорили о том, что сцена будет засыпана песком, -- казалось, будут барханы; на самом деле -- всего ничего, хватает лишь на то, чтобы скромный фонтанчик поднять ногой). В течение тридцати пяти минут приглашенный на постановку в Русский камерный балет «Москва» французский хореограф Режис Обадиа то прилаживает к этой стенке шестерых танцовщиков и шестерых танцовщиц, то снова отпускает потанцевать. Получается очень красиво... >>
  • //  19.03.2003
Исторически сложилось так, что произведения из бременского Кунстхалле, найденные в тайнике под Берлином и вывезенные советскими солдатами, послужили полигоном для экспериментов в деле реституции. Речь идет не только о той их части, которая досталась капитану Красной армии Виктору Балдину и получила название «балдинской коллекции». Больше тысячи рисунков и гравюр, десятки картин в вещмешках и чемоданах пересекли в 1945 году границу в Бресте... >>
  • //  19.03.2003
Партитура оперы Глинки реконструирована по заказу Большого театра
Большой театр обнародовал важные подробности последней оперной премьеры текущего сезона -- глинкинского «Руслана и Людмилы». По словам менеджеров театра, проект из спокойно-консервативного по духу превратился в крайне амбициозный уже в процессе подготовки. Всему виной стало музыкантское любопытство и пристрастное отношение к материалу ее музыкального руководителя Александра Ведерникова. Именно ему опера «Руслан и Людмила» обязана тем, что в апреле предстанет перед публикой не только в виде новой постановки, но в сопровождении международного научного симпозиума в трех частях («Открытия. Контексты. Проблемы»), выставки, аудиозаписи (она будет осуществлена голландской фирмой «Пента тон») и, наконец, академического издания партитуры по источникам, найденным в процессе исследовательской работы, инициированной и оплаченной Большим театром... >>
  • //  19.03.2003
В музее архитектуры наступила выставочная оттепель
Кажется, все уже потеряли надежду на то, что выставки в Музее архитектуры снова станут героями страниц респектабельных журналов и деловых газет. А вот гляди ж ты... После осенне-зимней апатии и спячки слегка забытый всеми музей пробудился. Услышал звон капели, мурлыканье мартовских котов. В его окнах-очках заиграло весеннее солнышко. Старина МУАР потянулся, улыбнулся и распахнул двери для нескольких хороших выставок. Очень, кстати, весенних по настроению... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика