N°44
13 марта 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  • //  13.03.2003
Звездный час «малых бельгийцев»
В запасниках Эрмитажа много всяких разностей

версия для печати
Эрмитажная выставка под незамысловатым названием «Бельгийская живопись» вряд ли станет сенсацией. Собственная школа сложилась в Бельгии только в XIX веке, когда славная эпоха нидерландского искусства давно прошла. Тем не менее пятьдесят произведений, которые почти не имеют шансов появиться в постоянной экспозиции музея хотя и не потрясают гениальностью, но по-своему весьма любопытны.

Эта лучшая за пределами Бельгии коллекция практически полностью составлена из произведений, некогда принадлежавших двум собирателям -- графу Н.А. Кушелеву-Безбородко и князю А.М. Горчакову, канцлеру Российской империи при императоре Александре II. Оба мецената предпочитали не рисковать, собирая редких и дорогих средневековых мастеров, и не вмешиваться в политику, поддерживая передвижников. Им нравилось спокойное, хорошее и несколько медлительное письмо школы, возникшей «на руинах» фламандской и голландской традиций и впитавшей достижения французов. Неудивительно, что одни работы (например, «Утраченные иллюзии» Эжена Франсуа де Блока или «Соловей на свободе» Фердинанда де Бракелера -- обе исполнены на досках) смотрятся цитатами голландской живописи XVII века, а другие (произведения Леонарда Дефранса, Огюста Серрюра) полны реминисценций французского XVIII века.

Однако ретроспективизм -- не единственная характеристика бельгийской школы. «Семья рыбаков» Луи Галле (два варианта -- 1848 и 1855 годов) может быть сопоставлена с почти одновременными работами Густава Курбе. Другая его картина, «Тассо в тюрьме», трагической выразительностью и колоритом близка манере Ивана Крамского. Возможно, поэтому она заинтересовала великого князя Александра Александровича (будущего императора Александра III), который купил ее в коллекции М.И. Якунчикова и поместил в своем Аничковом дворце. Крамской вспоминается и при созерцании картины Густава де Ионге «Переменчивое время». Портрет великой княгини Ольги Николаевны Никеза де Кейзера кажется вышедшим из мастерской русского исторического живописца Тимофея Неффа.

И все-таки традиция голландского жанра для бельгийской живописи была определяющей. Благодаря ей у художников воспитывался вкус к фактурным и смачным подробностям, живописцы превращались в остроумных рассказчиков. Характерный пример -- «Набросок» Жан-Батиста Маду. Здесь изображен художник, только что закончивший малоудачный набросок портрета некоего господина. Художника распирает от гордости, а модель, утомившись от долгого позирования, мирно спит в кресле. Да, самоирония -- редкое качество, а в случае с бельгийской школой живописи -- одно из самых обаятельных.
Иван ЛУКИН, Санкт-Петербург

  КУЛЬТУРА  
  • //  13.03.2003
Шестая национальная выставка-ярмарка «Книги России» -- мероприятие скромное. Как, признаемся, и пять предыдущих. На осеннюю Московскую международную книгоиздатели выходят триумфальным маршем, бряцая поднакопленными за тихое «беспокупательское» лето новинками, изобретая навороченные развлекалки и суля в новом году (у книжников, как в Древней Руси и в любой школе, год начинается 1 сентября) невиданные достижения. Открывающая зиму non/fiction кичится интеллектуализмом, продвинутостью и всевозможными притороченными к ярмарке премиями. Ну а «Книги России», придуманные, вероятно, по аналогии с «книжкиной неделей», что в советские времена проводилась в весенние школьные каникулы, -- это просто «Книги России»... >>
  • //  13.03.2003
Музыкальные новинки. >>
  • //  13.03.2003
В запасниках Эрмитажа много всяких разностей
Эрмитажная выставка под незамысловатым названием "Бельгийская живопись" вряд ли станет сенсацией. Собственная школа сложилась в Бельгии только в XIX веке, когда славная эпоха нидерландского искусства давно прошла. Тем не менее пятьдесят произведений, которые почти не имеют шансов появиться в постоянной экспозиции музея хотя и не потрясают гениальностью, но по-своему весьма любопытны... >>
  • //  13.03.2003
В «Пушкинском» прошла премьера новой комедии Эльдара Рязанова
Любовь народная к Эльдару Рязанову так велика, что выдержала уже не одну неудачную картину, выдержит и эту. Причем на каждую следующую идешь с надеждой -- а вдруг, вдруг снова возьмет за душу и хорошее настроение не покинет? Но, увы, и «Ключ от спальни» не стал удачей. На этот раз режиссер отказался от современности и погрузился в прошлое, во времена эпохи модерн, фонографов, первых автомобилей и немого кино. Время определено точно -- за два месяца до начала первой мировой. Видимо, чтобы зритель задумался и погрустил над бесшабашным и наивным прошлым, сознавая его преходящесть и хрупкость перед вселенскими катастрофами нового века... >>
  • //  13.03.2003
Азербайджанская «1001 ночь» на московской сцене
Для однодневной гастроли в Большом театре балет Азербайджана выбрал «1001 ночь» Фикрета Амирова -- последний успешный спектакль советских лет. Впервые балет этот поставила Наиля Назирова -- в Баку в 1978 году. Провинциальные театры СССР тут же кинулись его танцевать с непонятной тогда страстью. Нынешняя гастроль все расставила по местам: выяснилось, что руководители балетных трупп в начале 80-х нюхом чувствовали время... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика