N°32
21 февраля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
  ПОИСК  
  • //  21.02.2003
Лицом к отходам
Выставка Нины Котел в галерее «Улица О.Г.И.»

версия для печати
Редко кто из современных художников поддается искусу что-либо изобразить. Нет, конечно, все рисуют, компонуют, даже иногда используют для самовыражения старый добрый холст с маслом. Но смысл своей деятельности большинство нынешних мастеров видят не в картине, а в том, что «за кадром». Изображение -- это в первую очередь повод для организации смыслов в пространстве. Оно не может существовать само по себе, оно обязательно должно к чему-то отсылать. В результате в современных галереях наблюдается дефицит оригинальных изобразительных решений, который иногда пытаются по старинке прикрыть рассуждениями о невозможности нового в наше постмодерное время. Но выставка Нины Котел в галерее «Улица О.Г.И.» убедительно доказывает, что новое -- это хорошо аранжированное старое.

Нина Котел известна своими графическими сериями, среди которых наибольшей популярностью пользуется цикл под названием «Бабочки и топоры», частично выставленный сейчас в холле Государственного центра современного искусства. На нем легкие бабочки оборачиваются тяжелыми топорами, а топоры, соответственно, машут топорищами, словно бабочки. Приметы брутальной тяжести и изящной легкости, по мысли художницы, одинаковы. Эта по-буддистски простая мысль передана идеально, без нажима на одиозную символику топора.

На «Улице О.Г.И.» представлена серия под названием «Объедки», которую художница начала еще в середине 90-х. Название соответствует содержанию. Нина Котел рисует с натуры то, что остается от завтраков, дружеских посиделок, обедов и ужинов. Рисуночки выполнены как на полноценных листах, так и на обрывках бумаги. Развеска свободная, несколько рисунков даже помещено на потолке галереи. На стенах -- живопись, для создания которой ресторан предоставил объедки со своей кухни. Объедки гостей художницы выглядят, конечно, скромнее, чем отходы недешевой «Улицы О.Г.И.». Впрочем, в монументальной живописи все должно быть прекрасно: и предмет, и исполнение.

Манера Нины Котел напоминает ленинградских графиков начала 30-х годов -- В. Лебедева, В. Конашевича. Это делает удовольствие от ее творчества доступным каждому, кто хоть раз пристально разглядывал иллюстрации Конашевича к сказкам Пушкина. Но славная графическая традиция у Котел оказывается пропущенной через несколько фильтров. Сама художница называет в качестве источника вдохновения творчество американских абстрактных экспрессионистов. Действительно, объедки с легкостью поддаются экспрессионистской компоновке -- визуальный шум Джексона Поллока находит свой аналог в бытовом мусоре.

Другой фильтр, не менее, а может, даже и более важный, -- это принцип представления произведений. Объедки разного формата производят впечатление не целенаправленной выставки достижений графического искусства, а чего-то вроде «тотальной инсталляции» Ильи Кабакова. В результате все довольны: и любители концептуальности, и ценители добротной графики. Первые вычленяют для себя модную и неисчерпаемую тему массового наступления мусора на нашу цивилизацию, вторые рады трогательному блеску желтка в яичной скорлупе.
Валентин ДЬЯКОНОВ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  21.02.2003
Сегодня вечером в Мариинском театре восстановленной Сергеем Вихаревым «Баядеркой» Мариуса Петипа откроется III Международный фестиваль балета «Мариинский». Принцип составления его афиши не изменился по сравнению с прошлым и позапрошлым годом: театр на фесте обязательно выпускает премьеру, приглашает в свои спектакли чужих звезд, обеспечивая им партнеров и партнерш из числа звезд собственных, и делает какой-нибудь вечер с концептуальным названием, собирая в него по одному акту из разных балетов. Программа этого года отличается лишь тем, что на этот раз баланс премьер и звезд выдержан не будет: объявлявшаяся ранее «Ундина» Пьера Лакотта отложена (что в мариинской практике означает «отменена», но официально этого никто не подтверждает)... >>
  • //  21.02.2003
Десять лет (без двух дней) назад, 23 февраля 1993 года, вышел первый номер газеты «Сегодня». В этой ежедневной газете, общеполитической и деловой, я работал до 1 ноября 1996 года, когда в печать был подписан последний номер, сделанный изначальной командой по устоявшемуся макету. На всех полосах первой тетрадки этого номера буквицы («фонари») складывались в короткое емкое слово -- ПОКА. Так прощались с теми, кто неделей прежде узнал о своем сокращении, другие старожилы «Сегодня», большинство которых очень скоро тоже были вынуждены оставить свою газету. Потому что она стала чужой. Хорошей? Плохой? Не знаю. Не мне судить. По здравому размышлению, так, наверно, уж не хуже всех прочих. Да я особенно и не вникал. Не интересно было. Ибо волей неизменного инвестора тогда обновились не только макет и рубрики, но суть и стать газеты, в которой прошли лучшие годы моей жизни. И -- пишу уверенно -- далеко не только моей. Едва ли не всех, кто с января 93-го по октябрь 96-го строил «Сегодня» -- свободную газету свободной страны... >>
  • //  21.02.2003
Выставка Нины Котел в галерее «Улица О.Г.И.»
Редко кто из современных художников поддается искусу что-либо изобразить. Нет, конечно, все рисуют, компонуют, даже иногда используют для самовыражения старый добрый холст с маслом. Но смысл своей деятельности большинство нынешних мастеров видят не в картине, а в том, что «за кадром». Изображение -- это в первую очередь повод для организации смыслов в пространстве. Оно не может существовать само по себе, оно обязательно должно к чему-то отсылать. В результате в современных галереях наблюдается дефицит оригинальных изобразительных решений, который иногда пытаются по старинке прикрыть рассуждениями о невозможности нового в наше постмодерное время. Но выставка Нины Котел в галерее «Улица О.Г.И.» убедительно доказывает, что новое -- это хорошо аранжированное старое... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика