N°28
17 февраля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
  ПОИСК  
  • //  17.02.2003
Хор англичан или ангелов
Ансамбль Tallis Scholars выступил в Большом театре

версия для печати
С того момента, как камерные концерты в Бетховенском зале Большого театра потеряли подзаголовок «Пароль: Фиделио», то есть с начала сезона 2002/03, выступление английского хора Tallis Scholars едва ли не самый статусный вечер цикла. Разнообразные раритеты являются фирменным блюдом здешнего меню, но Tallis Scholars в борьбе за звание редкости поборет любого.

Во-первых, настолько богатой и убедительной культуры хорового пения, какая есть у англичан, нет ни в одной другой стране мира. На европейских сценах эта знаменитая традиция сама по себе заморская диковина. Другой вопрос, что по-настоящему она сложилась к XVII веку и предполагала прежде всего демократичные массированные звучания, в то время как знаменитый Tallis Scholars специализируется на более ранней музыке. Его излюбленный материал -- это прозрачное и до предела элитарное английское Возрождение.

Свое название хор позаимствовал у композитора Томаса Таллиса, а в репертуаре ученых и певцов, кроме партитур самого Таллиса, есть еще огромное количество музыки его ученика Уильяма Берда (единственного, чье имя должно быть известно местной аудитории), а также таких авторов, о существовании которых широкая европейская публика даже не подозревает. В Москве «школяры Таллиса», помимо нескольких нежнейшего покроя опусов самого Берда (в том числе одной из его знаменитых месс «Мессы на четыре голоса» и Ave Verum), спели произведения Роберта Парсонса и Роберта Уайта, сочинявших не столь стерильно, как Берд: пересечения и диссонансы в их партитурах тронули живостью. Еще исполнили очаровательную полифоническую песню Уильяма Корниша -- автора единственной в программе англоязычной вещи, и снова на схоластической латыни -- Таллиса на бис.

Преодолевая бархатно-красную и оттого глухую, как подушка, акустику Бетховенского зала, голоса «школяров» удивляли превосходной математической отточенностью -- тембров, нюансированного баланса, интонации и фразировки. Тембральная прозрачность и бесплотность звучания хора сделана из сочетания пронзительных безвибратных сопрано, необычной комплектации альтов (женское меццо-сопрано и мужской контртенор, сливающиеся в один очень изысканный тембр), тенорового задора и негустой басовой гибкости. Отстроенность баланса и строгость вокальных форм вместе с изящной фразировкой получаются, видимо, оттого, что руководитель хора, Питер Филлипс, не только музыкант и не только оксфордский ученый, автор респектабельных трудов, в том числе книжки «Английская духовная музыка 1549--1649». Он еще и редактор-консультант старейшего музыкального издания Европы The Musical Times. К тому же, кроме постоянной музыкальной колонки в The Spectator, он долгое время вел еще колонку про крикет. При таком многостороннем знании руководителем английских специалитетов звучание «школяров» просто не могло не стать глубоко знаточеским с одной стороны и внешне соблазнительным -- с другой. Все 30 лет существования их непременно именуемые «ангельскими» голоса ценят элитарные слушатели и поклонники выросших в хоре знаменитостей, вроде контратенора Майкла Чанса, а также публика Стинга и Маккартни (хор выступал с обоими).

Подобно другим английским вокальным специалистам с мировой известностью, например Hilliard Ansamble, хор Tallis Scholars иногда позволяет себе расширять собственное эстетическое пространство и заниматься даже современной музыкой. Но тем не менее похоже, что красивая стилистическая стерильность, способная обескураживать и завораживать слушателя своей ортодоксальностью, является основной чертой английских «школяров». Остается только пожалеть, что в акустически не подходящем зале эта тщательно стерилизованная красота не могла не потерять заметную долю своих музейных и магических достоинств.
Юлия БЕДЕРОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  17.02.2003
Город, которого нет, запечатлен на фотографиях XIX века
В своей классической книге Camera Lucida Ролан Барт называет фотографию «пророчеством наоборот». «Возможно, -- пишет философ, -- в нас заложено необоримое сопротивление любой вере в прошлое, в Историю, которая не принимает форму мифа. Фотография впервые это сопротивление преодолевает: прошлое с ее появлением становится столь же достоверным, как и настоящее»... >>
  • //  17.02.2003
Новая версия балета Ролана Пети в Большом театре не повторила успеха 70-х
Хотя «Собор Парижской Богоматери» в Большом вышел через год после премьеры одноименного мюзикла в Театре оперетты, два этих спектакля не связаны никак (во что с трудом могла поверить значительная часть публики, собравшейся на премьеру: знакомую мелодию ждали многие, судя по разговорам в антракте). Спектакль в Большом появился не потому, что театр взревновал к успеху жизнерадостного соседа: история любви московских балетных людей к Ролану Пети древнее и трогательнее краткой истории мюзикла на Руси... >>
  • //  17.02.2003
Ансамбль Tallis Scholars выступил в Большом театре
С того момента, как камерные концерты в Бетховенском зале Большого театра потеряли подзаголовок «Пароль: Фиделио», то есть с начала сезона 2002/03, выступление английского хора Tallis Scholars едва ли не самый статусный вечер цикла. Разнообразные раритеты являются фирменным блюдом здешнего меню, но Tallis Scholars в борьбе за звание редкости поборет любого... >>
  • //  17.02.2003
В минувшую субботу, когда вручались призы 53-го Берлинале, никому не было дела до результатов фестиваля. Полмиллиона берлинцев - в основном жизнерадостная молодежь - собрались на митинг у церкви Памяти в центре Западного Берлина. Фестивалю оставалось только проникнуться всеобщим энтузиазмом и отдать «Золотого медведя» ленте англичанина Майкла Уинтерботтома «В этом мире»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика