N°238
22 декабря 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  22.12.2003
Роман Мухаметжанов
Без перерыва и выходных
За «автогражданкой» выстроились очереди

версия для печати
Итак, невозможное случилось. С 1 января инспекторы ГИБДД имеют право штрафовать незастраховавшихся водителей за отсутствие полиса на 500--800 руб. Сумма взыскания, скорее всего как и страховые коэффициенты, будет зависеть от региона. Руководство ГИБДД опровергает сообщения о том, что штрафные санкции на какое-то время будут отложены.

Для страховых компаний, которые еще летом советовали автовладельцам не откладывать покупку полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) на последний день, наступили тяжелые времена. И хоть прыгнуть выше головы, т.е. застраховать все автомобили, зарегистрированные в России, до 1 января им вряд ли удастся, страховщики увеличивают число филиалов и точек продаж, продлевают рабочий день и отменяют выходные у сотрудников, привлекают клиентов всевозможными акциями и скидками.

Вступление в силу «автогражданки» -- из тех событий, что способны существенно изменить структуру рынка. По расчетам экспертов международной консалтинговой компании McKinsey & Co., если закон будет исполняться в ближайшие два года, то емкость российского рынка ОСАГО составит около 2--2,5 млрд долл. Эффект для автолюбителей еще только предстоит оценить.

Закон «Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств» был подписан Владимиром Путиным в 2002 году, датой вступления закона в силу было определено 1 июля 2003 года. В прошлом году 48 ведущих автостраховщиков учредили профессиональное объединение, членство в котором являлось обязательным условием для получения лицензии Минфина на ОСАГО, -- Российский союз автостраховщиков (РСА). Сегодня членами союза являются 163 страховые компании, 153 из которых имеют лицензии на «автогражданку». РСА обрабатывает статистику и создает единую информационную систему по ОСАГО.

За полтора года, прошедшие с момента подписания закона, его введение и последующее действие несколько раз находились под угрозой срыва. Сначала правительство заставило страховщиков изрядно поволноваться из-за того, что долго не утверждало страховые тарифы и поправочные коэффициенты к ним: в результате затянувшихся консультаций Минфина и Минэкономразвития премьер Михаил Касьянов подписал соответствующее постановление лишь 7 мая. Этот документ установил, что к базовым тарифам (1980 руб. для легковых автомобилей физлиц, 2375 руб. -- для юрлиц) будут применяться коэффициенты в зависимости от региона (в Москве -- 2, в Петербурге и ряде районов Московской области -- 1,8, в остальных городах и регионах -- от 1,6 до 0,4). Кроме того, при расчете стоимости страховки нужно учитывать мощность двигателя, возраст и стаж водителя, срок страхования и число лиц, допущенных к управлению транспортным средством.

Затем нервы страховщикам потрепал Минфин, выдавший первые лицензии на обязательную «автогражданку» только 6 июня. До этого в компаниях сходили с ума и уже не знали, как относиться к всевозможным слухам о том, что закон об ОСАГО будет отменен или перенесен на год. Однако 1 июля «автогражданка» вопреки прогнозам пессимистов все-таки была введена, и первый полис ОСАГО в компании «Росгосстрах -- Дальний Восток» приобрел житель Петропавловска-Камчатского Владимир Владимиров. В первые несколько недель действия закона компании довольно активно продавали «автогражданку» и с оптимизмом смотрели в будущее. Но в борьбу с законом вступили обитатели Охотного ряда.

Настоящим кошмаром для страховщиков стала заключительная сессия работы Госдумы, в ходе которой лишь ленивые парламентарии в своих выступлениях не вспоминали о «грабительской и совершенно ненужной» «автогражданке». Депутаты сделали ОСАГО мощным рычагом воздействия на избирателей, на этой почве появилась даже специальная партия. В итоге в Думу поступило рекордное количество законопроектов о внесении изменений в уже действующий закон (целых 14 штук), смысл большинства из которых сводился либо к снижению базового тарифа и предоставлению льгот пенсионерам и инвалидам, либо к отсрочке введения или полной отмене закона. И случилось невероятное -- Дума проголосовала за годичную отсрочку закона в первом чтении. «Депутаты должны понять, что такие вещи принимать нельзя», -- сказал тогда президент РСА Евгений Кургин.

Прекратил истерику вокруг ОСАГО президент Владимир Путин. Правовое управление главы государства направило в Думу отрицательное заключение на решение парламентариев, и перенос «автогражданки» «завернули».

Сейчас, перед наступлением нового года, многие автостраховщики столкнулись с огромным наплывом клиентов. В компаниях, сделавших ставку на «автогражданку», отменены выходные и праздники, сотрудники отделов ОСАГО работают без перерыва. Статистику многие предоставляют только по итогам ноября из-за того, что с каждым днем компании продают все больше и больше полисов. «Самое интересное и захватывающее ждет нас в последнюю предновогоднюю неделю, -- говорят страховщики. -- Число проданных полисов будет расти с астрономической скоростью».

По данным РСА, на начало ноября число проданных полисов ОСАГО в России достигло 7,5 млн. Евгений Кургин прогнозировал, что до конца года российские автостраховщики увеличат число заключенных договоров до 9--10 млн. Эта цифра, видимо, будет скорректирована с учетом планов лидера рынка ОСАГО -- компании «Росгосстрах», которая по состоянию на 10 декабря продала около 3,5 млн полисов «автогражданки». По словам председателя совета директоров компании Данила Хачатурова, до конца года РГС планирует в целом по системе заключить 7 млн договоров ОСАГО.

«Для качественного обслуживания наших клиентов по ОСАГО компания в несколько раз увеличила штат экспертно-сюрвейрской службы, открыла новый центр выплат по автострахованию, создала службу качества обслуживания клиентов и многое другое, -- рассказал нам заместитель гендиректора страховой компании «РЕСО-Гарантия» (на 1 декабря продано свыше 520 тыс. полисов, второе место после РГС) Игорь Иванов. -- Что касается очередей, то у нас они уже есть. Большая часть представительств компании перешла на график работы с восьми часов утра до последнего клиента».

Очереди, однако, выстроились у офисов не всех компаний. «Согласно нашим прогнозам, к концу года «автогражданкой» будет охвачено 40--45% автовладельцев, -- полагает глава департамента страхования транспортных средств Страхового дома ВСК (продано около 200 тыс. полисов) Владимир Антипов. -- Конечно, спрос на ОСАГО значительно увеличился, число интернет-заявок возросло почти в пять раз, такая же ситуация наблюдается и в «живом» обслуживании клиентов. Но очередей у нас нет, и во многом благодаря тому, что со всеми нашими клиентами была проведена подготовительная работа и составлен график их обслуживания».

Некоторые компании создают клиенту дополнительные удобства при покупке полиса и тем самым опережают конкурентов. «В декабре число наших клиентов по ОСАГО, конечно же, увеличилось, -- говорит Игорь Терехов, начальник отдела ОСАГО группы «Ренессанс Страхование». -- Но очередей у нас пока нет. В настоящее время к клиентам нашей компании на дом или в офис бесплатно выезжает страховой агент для заключения договора «автогражданки». Некоторые клиенты предпочитают страховаться через наш сайт, где полис оформляется в режиме online».

Еще один из лидеров -- «Ингосстрах» (продано около 300 тыс. полисов) -- реализует свои полисы через нетрадиционные для страховщиков каналы сбыта: салоны связи, отделения коммерческих банков, фотомагазины, автозаправки и др. «Мы стараемся обслужить всех, чтобы люди не попали под штрафы, -- рассказывает начальник отдела маркетинга департамента комплексного страхования «Ингосстраха» Игорь Александров. -- Сейчас мы работаем без выходных и отдыхаем только 1 января».

По данным на 10 декабря, лидер рынка ОСАГО -- «Росгосстрах» -- продал 3,5 млн полисов. За пять месяцев выплаты произведены по 12 510 случаям ДТП. В среднем по системе «Росгосстраха» цена полиса составляет около 1,5 тыс. руб. «РЕСО-Гарантия», занимающая второе место, к 1 декабря продала свыше 522 тыс. полисов ОСАГО, сборы составили 1,41 млрд руб. «Ингосстрах» за пять месяцев реализовал более 290 тыс. полисов (780,2 млн руб. премии). Заявлено убытков 3588 случаев, из них урегулировано 1669, выплачено 4,3 млн руб. Страховой дом ВСК к 1 декабря заключил около 168 тыс. договоров страхования. Из 913 случаев заявленных убытков урегулирован 691 на сумму более 15 млн руб. РОСНО, по данным на 20 декабря, продала 112 тыс. полисов (около 330 млн руб. премии). Заявлено 1190 убытков, урегулировано 550 на общую сумму около 12,5 млн руб. «Согласие» к 1 декабря продала 107,5 тыс. полисов на сумму около 222 млн руб. Заявлено 1035 страховых случаев, урегулировано 540 на сумму 16 млн руб. «Ренессанс Страхование» к 16 декабря продала более 10 тыс. полисов. Заявлено более 100 страховых случаев, урегулировано более 80, выплаты по возмещению вреда имуществу составили около 3 млн рублей.
Алексей РОЖКОВ
//  читайте тему  //  Автогражданка

  НА РЫНКЕ  
  • //  22.12.2003
Роман Мухаметжанов
За «автогражданкой» выстроились очереди
Итак, невозможное случилось. С 1 января инспекторы ГИБДД имеют право штрафовать незастраховавшихся водителей за отсутствие полиса на 500--800 руб. Сумма взыскания, скорее всего как и страховые коэффициенты, будет зависеть от региона... >>
//  читайте тему:  Автогражданка
  • //  22.12.2003
Главные события 2003 года на страховом рынке
В течение всего 2003 года «автогражданка» приковывала к себе внимание широких слоев российской общественности -- от простых россиян до высших госчиновников и крупнейших игроков рынка. Однако собственно на страховом рынке происходили и другие, возможно менее «громкие», но не менее важные события... >>
//  читайте тему:  Автогражданка
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика