N°235
17 декабря 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  17.12.2003
Александр Ведерников; Фото: Денис Синяков
Ноев ковчег симфонизма
Музыка Гектора Берлиоза в рамках проекта «Большой в Большом»

версия для печати
Появление в программах репертуарных раритетов сегодня удивляет мало. Но те из них, которые интересны шокировавшим в свое время смелым мастерством, производят особенно сильное впечатление. Такова Траурно-триумфальная симфония Гектора Берлиоза -- монументальное полотно, Ноев ковчег симфонической музыки, снова пущенный в плавание главным дирижером Большого театра Александром Ведерниковым в рамках программы «Большой в Большом». Это новый поход Ведерникова на Берлиоза после «Фауста», сыгранного на сцене Большого театра. Концерт посвящен 200-летию со дня рождения композитора.

Творческие силы ГАБТа были представлены в БЗК не только огромными, в несколько составов, оркестром и хором, но и сильными солистами: сопрано Еленой Вознесенской, меццо Светланой Белоконь и специально приглашенным из Франции тенором Франсуа Суле. Последний с редким воодушевлением солировал в ансамбле со своими не менее темпераментными партнершами в берлиозовской обработке «Марсельезы» -- классическом образце массовой песни 200-летней выдержки, лапидарность и захватывающую силу которой Берлиозу удалось совершенно по-особому подчеркнуть своей инструментовкой. (Нелишне напомнить, что берлиозовские сочинения по оркестровке штудировали и Брамс, и Чайковский, и Римский-Корсаков.) Буйство композиторской фантазии и прихотливость вокальных партий (с которыми вполне достойно справились солистки) слушатели могли оценить и в другом репертуарном раритете -- фрагментах оперы «Беатриче и Бенедикт».

Единственным известным опусом Берлиоза в этот вечер был «Венгерский марш». Главной же достопримечательностью стала именно Траурно-триумфальная симфония.

Вокально-оркестровых сочинений, переполненных программными заявлениями в окружении сонма возвышенных идей, найдется не мало. Но редки среди них такие, которые, подобно «Траурно-триумфальной», именно из-за величия своего замысла оказались в роли недоступных необитаемых вершин -- в гордом одиночестве без своей публики и своих искушенных интерпретаторов. Впервые прозвучавшая на массовом шествии, посвященном жертвам революции 1830 года, Траурно-триумфальная симфония на родине композитора исполняется крайне редко. И уж совершенный раритет она для России. За всю советскую эпоху симфония исполнялась пару раз в довоенном Ленинграде и чуть ли не единственный раз в послевоенное десятилетие в Москве (дирижировал Александр Гаук). Невостребованной оказалась даже та, заключенная в музыке идеологическая мощь (симфония о святости героев революции), что определяла лицо официальной культуры недавнего прошлого.

Впрочем, эта стихийная сила и есть главная сложность этой симфонии. Для ее воплощения недостаточно собрать огромный оркестр (Берлиоз предусматривал по 20 кларнетов, валторн и труб, 24 барабана, 10 пар тарелок), расположить особым образом хор (в БЗК -- на боковых «крыльях» амфитеатра). Необходимо истово верить пафосу музыки.

Ведерников поверил. И победил.

Подпись под фото: Александр Ведерников: ох, тяжела ты, партитура Берлиоза
Павел РОЗИН
//  читайте тему  //  Музыка

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  17.12.2003
В галерее «Сэм Брук» открывается «абсолютно провокационная» выставка
Организаторам выставки «Автора! Автора!», художнику Константину Батынкову и куратору искусствоведу Сергею Попову, дерзости не занимать. Пришла пора, решили Сережа и Костя, отхлестать по сусалам нашу зажравшуюся и самодовольную арт-тусу... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  17.12.2003
Подведены итоги Идеального конкурса на идеальный город
В Музее архитектуры награждены победители забавного конкурса на застройку части деревня Жуковка, района самых элитных подмосковных дач... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  17.12.2003
Одним из самых скандальных фильмов фестиваля «Французское кино сегодня» стала дебютная работа Марины де Ван «В моей коже». Режиссер сама сыграла главную героиню, сотрудницу PR-компании, которая режет и ест собственное тело. Накануне выхода фильма в прокат с Мариной де ВАН встретился корреспондент газеты «Время новостей» Сергей ТОКАРЕВ. >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  17.12.2003
Александр Ведерников; Фото: Денис Синяков
Музыка Гектора Берлиоза в рамках проекта «Большой в Большом»
Появление в программах репертуарных раритетов сегодня удивляет мало. Но те из них, которые интересны шокировавшим в свое время смелым мастерством, производят особенно сильное впечатление. Такова Траурно-триумфальная симфония Гектора Берлиоза -- монументальное полотно, Ноев ковчег симфонической музыки, снова пущенный в плавание главным дирижером Большого театра Александром Ведерниковым в рамках программы «Большой в Большом»... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  17.12.2003
Новинки музыки на CD... >>
//  читайте тему:  Музыка
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика