|
|
N°235, 17 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ноев ковчег симфонизма
Музыка Гектора Берлиоза в рамках проекта «Большой в Большом»
Появление в программах репертуарных раритетов сегодня удивляет мало. Но те из них, которые интересны шокировавшим в свое время смелым мастерством, производят особенно сильное впечатление. Такова Траурно-триумфальная симфония Гектора Берлиоза -- монументальное полотно, Ноев ковчег симфонической музыки, снова пущенный в плавание главным дирижером Большого театра Александром Ведерниковым в рамках программы «Большой в Большом». Это новый поход Ведерникова на Берлиоза после «Фауста», сыгранного на сцене Большого театра. Концерт посвящен 200-летию со дня рождения композитора.
Творческие силы ГАБТа были представлены в БЗК не только огромными, в несколько составов, оркестром и хором, но и сильными солистами: сопрано Еленой Вознесенской, меццо Светланой Белоконь и специально приглашенным из Франции тенором Франсуа Суле. Последний с редким воодушевлением солировал в ансамбле со своими не менее темпераментными партнершами в берлиозовской обработке «Марсельезы» -- классическом образце массовой песни 200-летней выдержки, лапидарность и захватывающую силу которой Берлиозу удалось совершенно по-особому подчеркнуть своей инструментовкой. (Нелишне напомнить, что берлиозовские сочинения по оркестровке штудировали и Брамс, и Чайковский, и Римский-Корсаков.) Буйство композиторской фантазии и прихотливость вокальных партий (с которыми вполне достойно справились солистки) слушатели могли оценить и в другом репертуарном раритете -- фрагментах оперы «Беатриче и Бенедикт».
Единственным известным опусом Берлиоза в этот вечер был «Венгерский марш». Главной же достопримечательностью стала именно Траурно-триумфальная симфония.
Вокально-оркестровых сочинений, переполненных программными заявлениями в окружении сонма возвышенных идей, найдется не мало. Но редки среди них такие, которые, подобно «Траурно-триумфальной», именно из-за величия своего замысла оказались в роли недоступных необитаемых вершин -- в гордом одиночестве без своей публики и своих искушенных интерпретаторов. Впервые прозвучавшая на массовом шествии, посвященном жертвам революции 1830 года, Траурно-триумфальная симфония на родине композитора исполняется крайне редко. И уж совершенный раритет она для России. За всю советскую эпоху симфония исполнялась пару раз в довоенном Ленинграде и чуть ли не единственный раз в послевоенное десятилетие в Москве (дирижировал Александр Гаук). Невостребованной оказалась даже та, заключенная в музыке идеологическая мощь (симфония о святости героев революции), что определяла лицо официальной культуры недавнего прошлого.
Впрочем, эта стихийная сила и есть главная сложность этой симфонии. Для ее воплощения недостаточно собрать огромный оркестр (Берлиоз предусматривал по 20 кларнетов, валторн и труб, 24 барабана, 10 пар тарелок), расположить особым образом хор (в БЗК -- на боковых «крыльях» амфитеатра). Необходимо истово верить пафосу музыки.
Ведерников поверил. И победил.
Подпись под фото: Александр Ведерников: ох, тяжела ты, партитура Берлиоза
Павел РОЗИН