N°23
10 февраля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
  ПОИСК  
  • //  10.02.2003
«Священных коров на рынке не будет»
версия для печати
Рядовые посетители аптек едва ли почувствовали изменения, произошедшие на фармацевтическом рынке за последние два месяца, прошедших после введения новых правил сертификации лекарственных средств. Ведь ценники практически не изменились. Однако слухи о том, что инициированное Минздравом нововведение все-таки ударит по кошельку россиян, не утихают. О том, имеют ли эти опасения под собой почву и как федеральные власти намереваются регулировать бизнес в сфере обращения лекарственных препаратов, газете «Время новостей» рассказывает руководитель фармацевтической инспекции Минздрава Владимир ШИПОВ.

-- Владимир Григорьевич, все-таки главный вопрос: насколько изменятся цены после декабрьского изменения правил сертификации, которого добивалась ваша фарминспекция. В Минздраве утверждают, что за два прошедших месяца цены выросли на 0,5%, и эта тенденция сохранится. Пессимисты грозят новым скачком -- до 20%. Кто прав?

-- Думаю, и те и другие.

-- Такое разве возможно?

-- Готов пояснить. Чем крупнее будет сертифицируемая партия, тем меньшая ценовая нагрузка в конечном итоге ложится на одну упаковку лекарства, которое поступит на прилавок, в аптеку. Мы проводили расчеты. Если сразу сертифицировать, допустим, целую фуру, то в цене упаковки таблеток или ампул расходы на сертификацию составят тысячные доли процента. Причем эта нагрузка ложится на себестоимость. И совсем не обязательно она означает увеличение конечной цены на этапе приобретения лекарства нами, потребителями. Дистрибьютор, который не хочет потерять покупателей, потерять свою нишу на рынке, может и чуть-чуть пожертвовать прибылью. И соответственно если сертифицировать не фурами, а упаковками, то цена элементарного цитрамона может сравняться со стоимостью дорогих кардиологических или онкологических препаратов. Поэтому все зависит от подхода к этому дистрибьютора и от конъюнктуры рынка.

-- И как, на ваш взгляд, ведут себя дистрибьюторы?

-- Судя по предварительным оценкам, операторы рынка идут по первому пути и укрупняют партии, минимизируя затраты. Мы ведем выборочный мониторинг, который показывает: пока цены практически повсеместно стоят на месте, или наблюдается совсем незначительный рост, а кое-где -- столь же незначительное снижение цен.

-- Может, они еще прошлогодние остатки не распродали.

-- Наверняка. Ведь новые правила сертификации ввели в середине декабря. Поэтому я не знаю, что в каждом случае больше влияет на цену: изменение спроса, изменение курсов валют, инфляция. Но я убежден, что сертификация как таковая на ценах в аптеках не отразилась. Вспомните, когда в прошлом году ввели 10-процентный НДС, -- цены на лекарства немедленно скакнули вверх. Причем значительно. Хотя вводили налог в последние дни декабря, то есть в начале января 2002 года еще оставались значительные партии лекарств, ввезенных и произведенных «по старым правилам». Однако аптеки немедленно начали менять ценники. Сейчас такого, к счастью, не наблюдается.

-- Все торговцы вдруг стали сознательными? Или вы со спекулянтами намерены строго бороться?

Я -- нет. Все отрегулирует рынок. Да, дистрибьюторы получили возможность для ценовой игры. Если надо кому-то показать, что цена при новой системе сертификации может взлететь до небес, это легко делается. Я уже сказал как именно. Но что потом с этой ценой делать на рынке, где очень жесткая конкуренция?

-- А зачем сразу на рынок? Можно с этим идти в правительство, в Думу и доказывать, что система сертификации невыгодна для страны. Именно такие заявления и звучали в прошлом году из уст участников рынка.

-- Ну, если только в качестве знамени, лозунга это использовать. Да и то едва ли получится. Ведь можно сравнить с ценами других дистрибьюторов и убедиться, что среднерыночные цены совсем иные, не столь высокие.

-- Сколько, кстати, компаний на российском фармрынке занимаются оптовой торговлей и посредничеством?

-- Говорят и про две тысячи дистрибьюторов, и про семь тысяч. Но я смею утверждать: этого на самом деле не знает никто. По нашему законодательству лицензии на фармацевтическую деятельность могут выдаваться как в Минздраве, так и в органах управления здравоохранением субъектов федерации. В прошлом году выдавали эти документы 86 центров, а сколько всего выдали -- неизвестно. Единого реестра в стране нет. А из тех отрывочных данных, которые у нас есть, получается просто шокирующая картина. Если, например, прохронометрировать, взять объем выданных документов отдельными чиновниками за определенный период времени, получается, что они штамповали в среднем один сертификат в три секунды.

-- Будете бороться за централизацию? Опять все -- в Минздрав?

-- Я абсолютно не настаиваю на том, чтобы лицензии выдавались только в Москве. Ради бога, пусть выдают субъекты федерации. Но обязательно предоставляют нам достоверные данные хотя бы раз в месяц: сколько лицензий выдано, сколько отозвано, и если отозвано, то по каким основаниям. Ведь смотрите, что у нас в регионах творится. Возьмем, к примеру, Республику Горный Алтай. По нашим данным, там выдано 384 лицензии на фармацевтическую деятельность. Причем 288 компаний зарегистрированы по пяти адресам. 318 не имеют складских помещений и лицензировались под договор ответственного хранения. То есть получили лицензию, по сути не имея помещений. Какие там условия хранения лекарств? Соблюдается ли температурный режим, другие условия?

-- Вот и проверяйте - вы же фарминспекция.

-- У нас в штате реально семь человек. Министр здравоохранения обещает добавить ставок, скоро будет 19 инспекторов. На всю Россию. Я не говорю про американскую FDA, где работает 10 тысяч сотрудников, но давайте сравним с Украиной -- там в штате фарминспекции, по моим данным, 700 человек.

Я думаю, это издержки того, что в течение 10 лет нашего пребывания в рынке серьезно регулированием фармацевтического сектора никто не занимался. Точнее, попытки навести порядок были, и даже создавались некие структуры. Но по меньшей мере дважды все заканчивалось отставкой первых лиц этих структур. Поэтому и фарминспекции предсказывали такое же будущее.

-- Но сейчас, похоже, крупные игроки на рынке уже не протестуют ни против новых правил сертификации, ни против инспекции. Может быть, потому, что вы вольно или невольно играете на руку именно им. Признайтесь, есть в Минздраве установка на укрупнение фармбизнеса?

-- Мы не знаем, сколько у нас реально фармацевтических операторов. Но их в любом случае много -- тысячи. Если же мы посмотрим на ситуацию в Германии или Франции, то увидим -- там дистрибьюторы исчисляются даже не десятками, единицами. Нам однозначно нужно ликвидировать фирмы-однодневки, прописанные по несуществующим адресам. Разобраться с фальсификаторами. А диктует укрупнение, я думаю, рынок. Ведь раньше и крупные игроки имели посредников. Теперь они не заинтересованы нести дополнительную нагрузку. Если сертификация будет способствовать укрупнению компаний и снижению цен за счет сокращения посредников, то я как потребитель это буду только приветствовать. Но специально эту задачу мы себе не ставили. В чем-то мы действительно пошли крупным операторам навстречу -- приблизились к местам доставки товара. Отделы по сертификации работают уже на месте: отборщики проб, эксперты.

Но крупные игроки тоже грешат. Мы ведь и им сегодня отказываем в выдаче сертификатов. Вот вам пример. Мы знаем, что есть контракт, заключенный вполне солидной фирмой, на поставку в нашу страну очень крупной партии лекарств. Но почему-то на сертификацию эта фирма предоставляет партию всего в 100 упаковок. Естественно, мы отказали. Причем не по причине собственной подозрительности, а потому, что в документах была указана совершенно не та страна-производитель. Кстати, эта компания у нас пока лидер по количеству отказов в сертификации -- уже восемь раз мы возвращали документы. Замечу, что именно этот оператор довольно жестко выступал против новых правил сертификации, считая их излишними. И при этом продолжает претендовать на то, чтобы называться цивилизованным дистрибьютором. Не серым, а белым, пушистым.

Оператор оператору рознь. Ведь многие раньше добивались себе некоего эксклюзива, более привлекательных условий работы. Не секрет, что некоторые руководители крупных компаний считали, что могут открывать двери к чиновникам ногой -- в том числе и в Минздраве. Весь последний год мы стояли насмерть -- говорили, что никому не будет исключений. Не будет на рынке священных коров.

-- Вы пока только торговыми компаниями занимаетесь? А к производителям лекарств, которых у нас в стране тоже много, имеются претензии?

-- Их не просто много, есть и динамика увеличения. Я не исключаю, что некоторые производители не сильно отличаются от «Евро Лайн медикал». Буквально на прошлой неделе мы получили некую четырехсотграммовую емкость, на которой написано: «Раствор для инъекций». А в качестве его производителя указан некий молокозавод. Первое, что мы уже проверили, есть ли лицензия. Ее нет. Мы отдали раствор на экспертизу в лабораторию. Пока письменное заключение не пришло. Хотя по некоторым характеристикам, которые проверяются в ходе экспресс-анализа, можно сделать вывод, что ничего опасного в растворе не обнаружено. Но ситуация все равно очень неприятная. Этот молокозавод, думаю, один из первых кандидатов, к которым мы придем.

-- А что с крупными фабриками?

-- На все сразу у нас не хватает сил. К тому же большие производства, которые вскоре должны перейти на международные стандарты GMP, мы можем в меньшей степени подозревать в махинациях с фальсификатами или некачественной продукцией.

-- То есть подозрения у вас все-таки есть. Они на чем-то основаны?

-- На анализе информации. Нас сейчас очень беспокоит проблема дешевой китайской и индийской субстанции. Заводы ее импортируют в Россию, чтобы синтезировать лекарства. Примечательно, что субстанция не сертифицируется при ввозе через границу. Во-первых, потому, что, как правило, перевозится она в герметичных емкостях и требует строжайших правил транспортировки, любое нарушение которых -- в том числе и попытка провести анализ -- может привести к потере всей партии. То есть физически проверить невозможно. Ну и к тому же как запрещается двойное налогообложение, так запрещается и двойная сертификация -- все равно потом будет проверка конечного продукта.

Но ситуация нас настораживает. Мы же видим, что в нашу страну поставляется субстанция по цене гораздо ниже рыночной. Десятикратно, а иногда в сотни раз дешевле. Например, по 20 долларов за килограмм вместо 240--245. Или по 30 долларов вместо 6300! Очень хотелось бы выяснить, что это за продукт такой. Или для чего один из наших производителей собрался закупать стеклотару для валокордина, хотя он у нас в стране вообще не разливается.

Думаю, со временем узнаем -- когда будет налажена региональная сеть, которая сможет инспектировать производство по всей стране.

-- То есть до проверки конечных пунктов -- аптек -- у вас руки еще не скоро дойдут.

-- Мы уже работаем в этом направлении. У нас есть соответствующее поручение президента: придумать некую систему маркировки, которая гарантировала бы каждому посетителю аптеки качество покупаемого препарата.

-- Типа акцизных марок на спиртном?

-- Или голограммы. Мы сейчас думаем над этим.

-- Но это же опять дополнительные издержки.

-- Но без этого, без сертификации никто не может быть защищен сегодня от фальшивки или от брака. Никто -- включая первых лиц государства. Вот недавно мне рассказывал один из руководителей федерального министерства -- я без его ведома не могу называть фамилию, -- что он купил довольно дорогой препарат. Причем, как вы понимаете, чиновник такого ранга покупал его не на улице, не в обычной аптеке. Когда он стал его принимать, заметил, что должного эффекта нет. И попросил проверить это лекарство в лаборатории. Исследование показало, что это стопроцентная «пустышка».
Беседовал Олег ВОЛКОВ

  НА РЫНКЕ  
  • //  10.02.2003
Минздрав приступает к ликвидации фирм-однодневок
Фармацевтическая инспекция Минздрава приступает к зачистке рынка лекарств от фальсификатов и фирм-однодневок. Фарминспекторы явно обиделись на не самые лестные отзывы в их адрес, содержавшиеся в недавнем докладе Главного контрольного управления администрации президента. Новую структуру Минздрава в Кремле обвинили в том, что она выявляет лишь «незначительную часть» фальсифицированной продукции, объем которой на фармацевтическом рынке, по данным МВД, достигает сегодня 7%. Инспекторы намерены не только доказать свою полезность, но и убедить власти в том, что новые правила сертификации лекарственных средств, действующие с 15 декабря прошлого года, позволят создать надежную систему защиты рынка и потребителей от некачественных медикаментов... >>
  • //  10.02.2003
Рост цен на лекарства объясняется не столько административными, сколько экономическими факторами, считает генеральный директор одной из крупнейших российских фармацевтических компаний «СИА Интернейшнл» Игорь РУДИНСКИЙ... >>
  • //  10.02.2003
В России наметилась характерная для Запада тенденция консолидации фармацевтического рынка
Введение осенью новых правил сертификации лекарственных средств, вслед за которым ожидалось повышение цен на лекарства, только оживило деловую активность на фармацевтическом рынке. Несмотря на то что спрос на лекарства, вопреки пессимистическим прогнозам, увеличивается, большинству крупных дистрибьюторов приходится задумываться о том, как будут расти их продажи завтра... >>
  • //  10.02.2003
Рядовые посетители аптек едва ли почувствовали изменения, произошедшие на фармацевтическом рынке за последние два месяца, прошедших после введения новых правил сертификации лекарственных средств. Ведь ценники практически не изменились. Однако слухи о том, что инициированное Минздравом нововведение все-таки ударит по кошельку россиян, не утихают. О том, имеют ли эти опасения под собой почву и как федеральные власти намереваются регулировать бизнес в сфере обращения лекарственных препаратов, газете «Время новостей» рассказывает руководитель фармацевтической инспекции Минздрава Владимир ШИПОВ... >>
  • //  10.02.2003
Генеральный директор компании «Нижфарм» Андрей МЛАДЕНЦЕВ утверждает, что готов поддержать любые инициативы, направленные на защиту интересов потребителей... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика