N°229
08 декабря 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  08.12.2003
«Братской могилы» не будет
Вице-премьер Борис Алешин форсирует объединение авиастроителей

версия для печати
Решение о слиянии российского авиапрома в единую компанию будет принято до конца этого года. Вице-премьер Борис Алешин объявил об этом в минувшую пятницу во время визита на один из крупнейших в России комплексов по производству авиационных двигателей «Салют». Между тем, как показывает опыт, объединительные проекты даже меньшего масштаба в отечественном авиастроении протекают совсем не гладко. Поэтому эксперты затрудняются прогнозировать, сколько времени займет реализация решения о единой корпорации и какую форму это объединение в конце концов приобретет.

Первое решение о масштабном объединении авиапрома было принято правительством России в мае 2001 года. Тогда кабинет министров одобрил создание двух холдингов, получивших рабочее название СВСК-1 (самолето-вертолетостроительный комплекс) и СВСК-2. В первый предполагалось включить конструкторские и производственные мощности фирм "Сухой", "Миль" и "Ильюшин", а во второй -- "МиГ", "Камов" и "Туполев". Таким образом, могли получиться две симметричные структуры, которые конкурировали бы друг с другом по всем основным позициям военной и гражданской авиатехники.

Основным вдохновителем этой схемы считался тогдашний вице-премьер Илья Клебанов, который два месяца спустя (в июле 2001 года) добавил к своим прочим титулам должность председателя комиссии по реализации федеральной целевой программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002--2006 годы)". Зато в среде самих авиастроителей идея объединить «всех со всеми» большого энтузиазма не вызвала.

Показательно, что на заседании правительства в мае 2001 года генеральный директор «Росавиакосмоса» Юрий Коптев предлагал рассмотреть и другой вариант реформирования авиапрома -- путем создания около полудюжины отраслевых холдингов (тактическая авиация, грузовые самолеты, авиадвигатели, авиационное вооружение и т.п.). Правительство же предпочло вариант г-на Клебанова. Впрочем, реально за прошедшие два года не было сделано заметных шагов ни по одному из двух вариантов. Объединительные усилия ограничились внутренними рамками сложившихся еще в советские времена производственных цепочек. Например, конструкторское бюро им. Сухого объединилось со «своими» серийными заводами в акционерную холдинговую компанию (АХК) «Сухой». Аналогичные мероприятия прошли на «Туполеве» и «Ильюшине».

В апреле этого года «промышленным» вице-премьером стал Борис Алешин. Комиссию по программе реформирования оборонного комплекса г-н Клебанов формально передал ему гораздо позже -- 25 ноября. Однако уже с лета авиапром получил от г-на Алешина новую стратегическую установку: реформирование пойдет в сторону единой авиастроительной компании.

В минувшую пятницу вице-премьер подчеркнул, что эта компания не станет «братской могилой», «куда собирается все -- и электроника, и двигатели». Как отрицательный пример подобной «могилы» вице-премьер привел РСК "МиГ", «где в свое время было собрано в кучу все». «Работа этой компании не удовлетворяла правительство и смежников», -- сказал г-н Алешин. (РСК «МиГ» была организована в 1999 году в форме государственного унитарного предприятия и в свое время считалась первым успешным образцом вертикально интегрированной авиастроительной корпорации в России.)

"У каждого должен быть свой бизнес, -- считает г-н Алешин. -- У самолетчиков -- свой, у двигателистов -- свой, у производителей авионики, электроники -- свой". Таким образом, речь может идти о возвращении к схеме, предложенной в 2001 году Юрием Коптевым. У нее, правда, в среде авиастроителей есть много критиков, не верящих в возможность слияния традиционных конкурентов, каковыми являются, например, «МиГ» и «Сухой» в сфере тактической авиации. По мнению таких критиков, объединение в данном случае будет означать всего-навсего ликвидацию одной из фирм с соответствующей потерей ее проектов и технологических наработок. В конце прошлой недели менеджеры РСК «МиГ» и АХК «Сухой», с которыми удалось поговорить корреспонденту газеты «Время новостей», независимо друг от друга сообщили, что практических шагов по слиянию двух фирм они не делают и в обозримом будущем их не ожидают.
Михаил КУКУШКИН

  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  08.12.2003
Вице-премьер Борис Алешин форсирует объединение авиастроителей
Решение о слиянии российского авиапрома в единую компанию будет принято до конца этого года. Вице-премьер Борис Алешин объявил об этом в минувшую пятницу во время визита на один из крупнейших в России комплексов по производству авиационных двигателей «Салют»... >>
  • //  08.12.2003
Леонид Кучма предотвратил российско-украинский газовый скандал
На днях чуть не разразился российско-украинский скандал. В пятницу вице-премьер правительства Украины по промышленности и энергетике Виталий Гайдук заявил на пресс-конференции, что «вопрос (создания. -- Ред.) консорциума по управлению газотранспортной системы Украины снят с повестки дня», а украинская сторона, по его словам, готова говорить только о строительстве нового газопровода Новопсков--Ужгород... >>
  • //  08.12.2003
Глава РАО "ЕЭС России" предпочел политику энергетике
Уже второй раз в этом году и за всю историю своей работы в энергетике Анатолий Чубайс не посещает заседания совета директоров РАО «ЕЭС России». В пятницу очередное заседание было на редкость коротким -- оно продлилось менее двух часов. При этом никто доподлинно не знал, почему глава компании отсутствовал... >>
  • //  08.12.2003
Кредитная политика Арнольда Шварценеггера потерпела поражение
Законодательное собрание Калифорнии настойчиво отказывается принимать пакет мер по спасению штата от разорения, предложенный новым губернатором Арнольдом Шварценеггером. В субботу демократическое большинство в собрании отклонило его план по уменьшению долгов штата за счет сокращения расходов и очередного займа... >>
  • //  08.12.2003
«Газпрому» предложена региональная роль в Ковыктинском проекте
«Газпрому» впервые будет сделано конкретное предложение по вхождению в проект освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения... >>
  • //  08.12.2003
Минфин отберет лицензии у недобросовестных автостраховщиков
Среди автостраховщиков уже нашлись недобросовестные. На минувшей неделе Минфин пригрозил им санкциями за нарушение договоров о взаимном урегулировании убытков по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО)... >>
  • //  08.12.2003
Отмена стальных пошлин отнимет у Буша голоса на выборах
Руководство Евросоюза приветствовало решение президента США Джорджа Буша отменить пошлины на ввоз стали в Америку. Курирующий в ЕС вопросы торговли Паскаль Лами заявил, что теперь Евросоюз не будет вводить торговые санкции против США... >>
  • //  08.12.2003
Страховые компании России за 9 месяцев 2003 года увеличили сбор премий в 1,5 раза. Общая сумма страховой премии, собранная компаниями по всем видам страхования, составила за три квартала 340,2 млрд руб., что на 54% больше показателей за аналогичный период 2002 года... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ