N°210 11 ноября 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
А на заре она вновь улыбалась В Московском Дворце молодежи играют в «12 стульев»
«12 стульев», сочинение Ильи Ильфа и Евгения Петрова, -- роман быстрый, злобный, фантастически смешной и беспощадный. «12 стульев», сочинение Александра Вулых и Игоря Зубкова, поставленное Тиграном Кеосаяном и Александром Цекало, -- мюзикл быстрый, нежный, улыбчивый и сентиментальный. Роман когда-то поймал эпоху за шкирку, приподнял, разглядел и пнул так, что она закувыркалась в воздухе. Мюзиклу не повезло: эпоха сменилась за неделю до премьеры. Так что его уже можно описывать как примету минувшего дня.
Занятный был день. Изо всех щелей уже так поддувало холодом, что лирику, нежность, человеколюбие старались найти даже в текстах, вовсе к этому не предназначенных. Поэтому взяли историю хрестоматийно жесткую, оставили от нее лишь скелет сюжета (поиск стульев и встречи с персонажами -- их владельцами) и решили на ее основе сотворить что-то совсем иное. Что-то совсем с другой интонацией. Милой. Неагрессивной. Цивилизованной. Чужой. Так -- беспечно и сосредоточенно -- не кружились мороженщицы в Москве в тридцатых (понятно, я судить могу только по кино, но и ностальгия -- чувство, отрезанное от реальности пленкой/дымкой/преданием). Так -- в точности так -- кружились мусорщики у Клода Лелюша в «Баловне судьбы». Не прощал так понимающе Остап прогулявшего деньги Ипполита Матвеевича -- в романе он ему несколько раз врезал в дверях аукционного дома, он требовал у него деньги «с ненавистью», если вы помните; а эта легкая улыбка -- искренняя, не перекошенная! -- она из какого-нибудь «Блефа», не иначе. Для Остапа Бендера в романе важен был результат -- деньги давали возможность сбежать, прервать круг вот этой жизни. Для Остапа Бендера в мюзикле важен процесс -- а эта жизнь его вполне устраивает. То есть Бендер был героем революционного -- во многих значениях -- романа. А его попробовали сделать героем стабильно-устойчивого шоу. Устранены все подробности, слишком тянущие память, убраны детали, обстоятельства, лишние люди. Нет «союза меча и орала», нет торговли Провалом, да и отец Федор исчезает из сюжета почти мгновенно (зато спев дивную арию-молитву). Каждый из оставшихся персонажей получает свой номер -- иногда диковатый, как мадам Грицацуева, взрыдавшая что-то о взрезанных венах, иногда просто отличный -- как обряженный в «мыльную пену» инженер Щукин, с гитарой надламывающий нечто почти каэспэшное («Я о жизни прожитой не ною -- просто голос такой у меня»). На сцене -- завивающаяся в небеса спираль, явное воспоминание о башне Татлина, в ее центре -- площадка-лифт, все движется, поднимается-опускается, кружится, и становится очень легко убрать отработавших свой текст персонажей. Мюзикл отлично спет (давно не встречалось таких полноценных, почти оперных голосов в московских шоу, особенно хороши исполнявшие главные партии Джемал Тетруашвили и Игорь Балалаев) и здорово станцован (степ ставил и муштровал артистов Егор Дружинин, прежде работавший в «Чикаго»), но в восприятии отечественного зрителя роману всегда проиграет. Дело даже не в том, что в минусе постановки -- собственно музыка (безусловно вторичная, слизывающая ноты с советских песенных партитур) и собственно текст (рифмы уровня кровь-любовь постоянны), в конце концов и в музыке, и в тексте встречаются остроумные эквилибры со знакомыми пассажами. Да и находки есть занятные, одна чрезвычайно даже удачна -- представленная Остапом на лотерейном корабле картина оказывается... «Черным квадратом». Но интонация романа целостна, жестока и весела; а мюзикл, заставивший в финале всех персонажей пожалеть о мнимой смерти Остапа (Мадам Грицацуева: «Остап не может умереть! У него такие сильные руки!») и отправивший в его раскрытые объятия Ипполита Матвеевича, раздрызган и сентиментален. Легкий тон все-таки оскальзывается на реальности, за стенами МДМ ноябрь, и зрители вдруг начинают переглядываться при выходе веселого хора гэпэушников: «Не ждал, товарищ, а напрасно, меня все время надо ждать». И вслед за ними вступают сияющие пионеры: «Будь готов -- а вдруг наступят холода». |
Президенту Путину нравится живопись XIX века В минувшую субботу Третьяковскую галерею посетил президент РФ Владимир Путин. Для своего визита он выбрал амплуа «частного человека». Культпоход никак не готовился. Прессу не собирали. Оцепление не ставили... >>
«Матрица: Революция» вышла в прокат Раз, два, три -- ничего не произошло. После того как премьера заключительного фильма из трилогии о Матрице одновременно состоялась по всему миру в один и тот же час (в Москве он пришелся на 17.00), мир, как мы его знали, вопреки ожиданиям, не закончился... >>
В Москве выступил Робби Уильямс Уильямс -- это Майкл Джексон XXI века. Не по форме, а по сути: для всемирной популярности ему не хватает «лишь» американской аудитории, а так -- суперзвезда мирового масштаба. Сравнения сами просятся: оба артиста -- из бойз-бендов, которые мало кто сейчас помнит... >>
В Московском Дворце молодежи играют в «12 стульев» «12 стульев», сочинение Ильи Ильфа и Евгения Петрова, -- роман быстрый, злобный, фантастически смешной и беспощадный... >>
Настоящая фамилия Николая Волкова Агуров, но уже его отец, тоже Николай, тоже актер (его самая известная роль -- старик Хоттабыч в любимом детском фильме), взял себе псевдоним, который по наследству перешел к его сыну... >>
Ушел из жизни Учитель. Учитель многих поколений телевизионных журналистов страны, воспитавший целую плеяду ученых и преподавателей отечественных и зарубежных вузов, старейший профессор факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова доктор филологических наук Александр Яковлевич Юровский... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|