N°207
04 ноября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  04.11.2003
От меча и погибнет
В "Ролане" показывают "Сумрачного самурая"

версия для печати
Японского кино в ноябре будет много. 37-й Фестиваль японского кино в "35 ММ" -- раз, мини-ретроспектива Едзи Ямады в Музее кино -- два, последний фильм Ямады "Сумрачный самурай" в "Ролане" -- три. Прибавьте к этому бесплатные воскресные сеансы современных японских фильмов в том же Музее кино. При таком разнообразии нужны очень веские причины, чтобы пойти именно на "Сумрачного самурая", а не предпочесть ему какой-либо другой фильм с родины Такеши Китано.

Какие же аргументы есть у "Сумрачного самурая"? Главный: эта картина получила в 2002 году 12 премий национальной японской киноакадемии и была приглашена на Берлинале-2003, где не получила ничего. У японского зрителя фильм пользовался успехом, однако за границей пока его рискнули запустить в прокат только израильтяне и русские. Можно сказать, что "Сумрачный самурай" -- неадаптированное японское кино. Культурный феномен, принятый только на родине. Тем интереснее попытаться понять, что же увидели в длинном, медленном фильме японцы?

Действие картины разворачивается во второй половине XIX века. Сэйбэй Игути (Хироюки Санада, снимавшийся в обоих "Звонках" Хидео Накаты) только что похоронил с почестями жену (чтобы собрать необходимые средства, пришлось даже продать меч), на руках у него остались две дочки и помешавшаяся на старости лет мать. Скромного жалованья едва хватает, чтобы расплатиться с долгами и прокормить семью; самурай вынужден мастерить клетки для сверчков. В дружеских посиделках он не участвует, носит старое кимоно, редко моется, за что и прозвали Игути Сумрачным Самураем.

Но сумрак над Игути рассеивается, когда к нему приходит жить подруга детства Томоэ (Риэ Миядзава, обладательница приза за лучшую женскую роль на ММКФ XXIII), неудачно вышедшая замуж за богача, оказавшегося пьяницей, и недавно получившая развод. Богатый пьяница Тоетаро вызывает Игути на поединок. К удивлению многих Сумрачный Самурай, вооруженный палкой, побеждает Тоетаро, дерущегося настоящим самурайским мечом. Выясняется, что в свое время Игути прошел известную боевую школу.

По накалу выделяются последние полчаса фильма. По приказу клана Игути должен убить Дзэнэмона Его, отказавшегося сделать себе харакири. Японские критики, хорошо знакомые с творчеством соотечественника (а за плечами режиссера 76 кинокартин), единодушно признают, что в финале Ямада представляет свои основные темы: противоречивость человеческой природы, неизбежное исчезновение кодекса самураев под напором «вестернизации» и абсурдность смертельной битвы (и шире -- войны вообще), как только враждующие начинают видеть друг в друге живых людей. Как эти темы отразились в сюжете, раскрывать не стоит; скажу только, что поединок (словесный и на мечах) получился захватывающим и напомнит скорее "Расемона" Куросавы, чем привычные голливудские ленты о самураях.

Наверное, для японского зрителя было важно внимательное отношение Ямады к старине, к бытовым ее подробностям: одинаковые прически самураев, строго определенные куртки-накидки, штаны хакама, темные кимоно (костюмы к фильму делала старшая дочь Акиры Куросавы). И конечно, каждого японца тронули знакомые до слез пейзажи -- цветущая сакура, далекие горы.

Но почему-то по выходе из кинотеатра лучше всего помнишь, как облепившие труп мухи, потревоженные живыми людьми, начинают жужжать в более высокой тональности.
Сергей ТОКАРЕВ
//  читайте тему  //  Кино

  КУЛЬТУРА  
  • //  04.11.2003
В "Ролане" показывают "Сумрачного самурая"
Японского кино в ноябре будет много. 37-й Фестиваль японского кино в "35 ММ" -- раз, мини-ретроспектива Едзи Ямады в Музее кино -- два, последний фильм Ямады "Сумрачный самурай" в "Ролане" -- три. При таком разнообразии нужны очень веские причины, чтобы пойти именно на "Сумрачного самурая", а не предпочесть ему какой-либо другой фильм с родины Такеши Китано... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  04.11.2003
«Камерные вечера в Большом» открыла Патрисия Петибон
В этом сезоне из цикла «Камерные вечера в Большом» напрочь исчезла инструментальная музыка, а его вокальное содержание выглядит величественно. Здесь появятся Веселина Казарова, Вальтрауд Майер и Сергей Лейферкус. А пока здесь играла сопрано Патрисия Петибон... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  04.11.2003
Джеймса Грэма Балларда так или иначе знает каждый. Не всякий, правда, об этом догадывается -- с уверенностью могут назвать его имя лишь любители научной фантастики... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  04.11.2003
Очень своевременная выставка в «ЕК Артбюро»
Бедному собраться -- только подпоясаться. Не успели тучи сгуститься, а герой, казалось, канувшего в вечность андерграунда художник Сергей Мироненко, как в худшие дни, уже открыл «квартирную выставку»... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  04.11.2003
ИТАР-ТАСС
Расул Гамзатов скончался в Центральной клинической больнице, не прожив и двух месяцев после своего 80-летия... >>
  • //  04.11.2003
Aterbaletto станцует в Москве и Питере
Подпрыгивающее, как поезд на стрелке, имечко Aterballetto расшифровывается протяжно -- "балет театральной ассоциации провинции Реджо Эмилиа". Сегодня и завтра эта труппа танцует на Новой сцене Большого театра, а в конце недели отправится в Петербург, в Малый оперный. Выступления входят в программу фестиваля итальянской культуры в России... >>
//  читайте тему:  Танец
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика