N°186 06 октября 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Эрмитаж на марше В Министерстве культуры обсудили планы развития главного музея страны
Коллегия Министерства культуры Российской Федерации в пятницу обсуждала вопрос увлекательный и много чем грозящий -- «Программу развития Государственного Эрмитажа». Громадье планов российского музея номер один (в этом статусе и раньше никто не сомневался, но с тех пор, как в Эрмитаж стал приглашать своих гостей президент Путин, идея особого значения музея дошла и до самых культурно обделенных) интересно само по себе. Кроме того, как справедливо заметил во вступительной речи министр культуры Михаил Швыдкой, эти планы серьезно влияют на жизнь всего российского музейного сообщества. Эрмитаж -- образец для многих, не столь великих и менее успешных, но очень значимых для своих регионов музеев. Михаил Пиотровский не просто директор музея, он политическая фигура, друг президента и пример для подражания.
С тех пор как коллегия Министерства культуры одобрила проект развития «Большой Эрмитаж» «в целом», много воды утекло: достроили здание хранительского комплекса «Старая деревня» (первую очередь), начали реставрировать Восточное крыло Генерального штаба, с помощью многочисленных друзей-спонсоров реставрируют залы и здания, открывают филиалы. К юбилею Петербурга устроили вход в музей со стороны Дворцовой площади -- красиво и удобно. Вниманию высокого собрания был предложен проект реконструкции здания Генерального штаба, созданный архитектором Олегом Явейном (победитель конкурса на выполнение предпроектных работ, в ходе которого он обошел нынешнего консультанта Эрмитажа, мировую звезду Рэма Кулхааса), -- вокруг него и разгорелся спор. Охрана памятников -- больная тема. Директор института искусствознания, последний герой нашей эпохи Алексей Комеч все больше напоминает славного борца с ветряными мельницами. Вот и теперь он выступил против разрушения внутренних дворов выдающегося архитектора Росси ради создания замечательной сквозной анфилады архитектора Явейна, справедливо указав на прецедентное значение столь жесткого вторжения в памятник архитектуры, обладающий неприкасаемым федеральным статусом: дурной пример заразителен, а в сегодняшней России и очень опасен. Тем более надо сказать, что чертами замечательной архитектуры, как приведенные в пример пирамиды Лувра (ради них ничего не разрушали), культурный и достойный (не более того) проект явно не отмечен. Архитектора Олега Явейна защищал его брат Никита Явейн -- председатель Петербургского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Он заверил собравшихся в том, что вторжения минимальны и без них не обойтись. (Как невозможно обойтись без гаража в Военторге и Верхних торговых рядах, новых коммуникаций в гостинице «Москва» -- непонятно только, как справляются с этими проблемами в других странах.) В этой связи просьба Эрмитажа «принять под государственную охрану как памятник истории и культуры федерального значения Дворцовую площадь в качестве самостоятельного охраняемого объекта» не кажется бюрократической игрой -- высокий, почти святой, статус этого места и так известен. Но ведь уже есть прецедент: украшение Манежной площади архитектором Церетели и придание ей русского духа в стиле доброй советской дворовой детской площадки с мишками существенно изменило образ Москвы, испортило главный вид на Кремль и другие исторические здания вроде Манежа, МГУ и гостиницы «Москва» и послужило детонатором многих других интересных решений -- так что от Москвы, кажется, скоро ничего не останется. Отчего же не украсить и Дворцовую для удобства публики и потакания дурному вкусу? Резонной кажется просьба Эрмитажа о дальнейшем расширении площадей и передаче зданий бывшего штаба гвардейского корпуса и бывшего Архива Государственного совета с организацией общедоступной библиотеки и высокопатриотического Музея русской гвардии. Что будут показывать в Генеральном штабе, менее понятно. Туда переедут многие отделы музея; богатейшие коллекции, исчисляемые десятками (живопись и скульптура) и сотнями тысяч (графика и прикладное искусство) единиц хранения, огромное собрание нумизматики станут более доступны публике и помогут нам осуществить свои конституционные права -- хотя лучшее и теперь на виду. Но что будут показывать в замечательной огромной анфиладе, для чего собственно городят огород? Странно, если для временных выставок современного искусства, которые будут поставлять партнеры. Тем более что план Эрмитажа на 2003 год не пестрит выставками, которые просятся в мировые рейтинги. Михаил Швыдкой предложил Эрмитажу доработать концепцию к следующей коллегии, чтобы стали понятны и другие аспекты развития, в том числе роль и задачи многочисленных консультантов (сплошные звезды: Рем Кулхаас -- по архитектуре, Музей Гуггенхайма -- по современным выставкам и менеджменту, холдинг «Интеррос» -- по финансам) и попечительского совета. |
В «Пушкинском» случилось «Однажды в Мексике» Никто не знает, откуда он взялся. Никто не знает его настоящего имени. Те немногие, кому посчастливилось выжить после встречи с ним, слагают легенды, в которых называют его просто el («Тот» по-испански). Мститель, потерявший любимую (Сальма Хайек), одинокий виртуоз в черном костюме и с гитарным кофром наперевес, где хранятся совсем немузыкальные инструменты, Тот (Антонио Бандерас) вернулся... >>
В Министерстве культуры обсудили планы развития главного музея страны Коллегия Министерства культуры Российской Федерации в пятницу обсуждала вопрос увлекательный и много чем грозящий -- «Программу развития Государственного Эрмитажа». Громадье планов российского музея номер один (в этом статусе и раньше никто не сомневался, но с тех пор, как в Эрмитаж стал приглашать своих гостей президент Путин, идея особого значения музея дошла и до самых культурно обделенных) интересно само по себе... >>
Появление на нашей художественной сцене новых фигурантов становится делом болезненным и тяжким. Герои девяностых врывались на упомянутую сцену с веселым гиканьем и обустраивались там, как будто никого вокруг и в помине нет. Теперь все сложнее -- долгожданные структуры воздвигнуты и даже несколько закаменели, немногочисленные места обустроены и заняты. Завидная карьера, которую сделал молодой художник Виктор Алимпиев, свидетельствует о том, что не все так плохо... >>
Эктор Зазу обманул ожидания публики Субботним вечером, когда дети и юношество слушали в «Лужниках» Paradise Lost и Валерия Кипелова, а их отцы и деды смотрели по Первому каналу битловский мультик "Желтая подводная лодка", в "16 тоннах" выступал Эктор Зазу с новой программой... >>
Москвичи услышат «Макбета» в постановке Эймунтаса Някрошюса В среду в Большом театре пройдет первая оперная премьера сезона -- на Новой сцене Эймунтас Някрошюс выпустит вердиевского "Макбета". Историю одной карьеры, которой не могло не быть, знаменитый режиссер рассказывает не впервые -- но прежде была постановка в драматическом театре, в родном Meno Fortas, теперь же шекспировские герои будут не разговаривать, а петь... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|