N°181
29 сентября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  29.09.2003
Погода в доле
Правительство России подсчитывает экономический эффект присоединения к Киотскому протоколу о сокращении выбросов в атмосферу

версия для печати
Сегодня в Москве открывается Всемирная конференция по изменению климата. И хотя ее организаторы неоднократно заявляли, что смысл мероприятия -- чисто научный, за беспристрастной дискуссией ученых маячит тень Киотского протокола. Документ этот уже можно назвать историческим, несмотря на то, что он еще не вступил в силу и неизвестно, когда вступит. Соглашение об ограничении и сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу оставалось бы скучным экологическим договором, интересным лишь «зеленым», и не вызывало бы такой бурной полемики, если бы в него не были включены рыночные механизмы, а попросту говоря -- деньги. Киотский протокол известен неспециалистам прежде всего как попытка наладить международную торговлю воздухом -- квотами на выбросы парниковых газов. И хотя многие не представляют себе, как можно продать право загрязнять атмосферу углеводородом, в каких единицах измерять выбросы и сколько этот товар будет стоить и где продаваться, разговоры о сотнях миллионах долларов, заработанных на чистом воздухе, приятно оживили научную дискуссию, придав ей динамичность и интригу.

Изначально Киотский протокол казался выгодным для всех подписавших его государств. Страны с развивающейся экономикой, к которым после распада СССР причислили и Россию, получили возможность заработать деньги буквально на ровном месте -- за счет переуступки своих «квот» более развитым государствам, которые физически не успевали переоборудовать свою промышленность так, чтобы выполнить обязательства по сокращению выбросов. Спад производства с 1990 года и, как следствие, естественное сокращение на треть выбросов промышленных предприятий а также масштабы нашей страны фактически гарантировали России первое место среди потенциальных продавцов «квот». Покупателями же должны были стать государства, способные оплатить российский «товар» в твердой валюте.

Однако в 2001 году из протокола вышли США, посчитав его условия невыгодными для себя. Таким образом, с неоформившегося еще рынка торговли воздухом ушел один из самых крупных покупателей. И Киотский протокол едва не рухнул -- контроль за климатом потому и относится к глобальным явлениям, что его нельзя осуществить отдельно взятой группой стран. Сейчас будущее киотских соглашений вновь под угрозой -- на этот раз из-за России. Правительство нашей страны «держит паузу» и не ратифицирует документ, нервируя главных энтузиастов Киотского протокола -- представителей Европейского Союза, которые за последние десять лет вложили немало сил и средств в разработку рыночного механизма контроля за выбросами. Россия считает, что Европа, оставшаяся едва ли не единственным потенциальным покупателем, до сих пор так и не прояснила схему обмена наших квот на их наличные деньги и новые энергосберегающие технологии.

Время идет, близится срок выполнения взаимных обязательств -- с 2008 по 2012 год. Европейцы уже начали давить на Россию -- например, заместитель главы представительства ЕС в России Винсент Пикет уже высказывался в том смысле, что позиция по Киотскому протоколу является номером один в «повестке дня отношений между Россией и Европой». Одновременно был предложен и «пряник» в виде 11 млн евро, которые ЕС готов выделить нашей стране в качестве «технической помощи» для реализации механизмов протокола.

В принципе эта работа уже дала определенные результаты. Недавно замминистра Минэкономразвития Мухаммед Циканов, в чьем ведомстве готовилось правительственное заключение по международному соглашению, сообщил, что это заключение скорее положительное. «Киотский протокол надо ратифицировать, -- сказал он. -- Хотя особых выгод России это не принесет». Накануне же Всемирной конференции по климату вице-премьер Алексей Гордеев также заявил журналистам: «Правительство в целом позитивно относится к документу, хотя мы считаем, что требуется ряд научных обоснований». Не исключено, что именно эти недостающие «научные обоснования» российские власти и надеются получить на Всемирной конференции по изменению климата в Москве. Тем более она была созвана по инициативе российского президента Владимира Путина -- словно бы для того, чтобы услышать мнение лучших экспертов планеты из первых уст.

Процентная история

Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК) вступила в силу 21 марта 1994 года. В конце 1997 года на III конференции участников РКИК в Киото был принят специальный протокол, закрепляющий количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой по ограничению и снижению поступления парниковых газов в атмосферу. Протокол подписали 84 страны, в том числе и Россия (11 марта 1999 года).

Согласно этому документу страны с развитой экономикой с 2008 по 2012 год должны снизить свои выбросы по сравнению с базовым уровнем 1990 года. Страны Европы -- на 8%, США -- на 7%, Япония -- на 6%. Россия и ряд стран с развивающейся экономикой обязаны лишь не превысить по выбросам рубеж 1990 года.

На сегодня протокол ратифицировали свыше ста стран, в том числе те 28 самых развитых, которые обеспечивают 43,9% эмиссии парниковых газов. Однако правила Киотского протокола таковы, что этот показатель должен быть не меньше 55% -- лишь тогда соглашение начнет полноценно работать. США со своими 36,1% выбросов в 2001 году неожиданно отказались ратифицировать протокол. Поэтому спасение международных договоренностей сегодня во многом зависит от России, доля которой в выбросах парниковых газов определена в 17,4%.

Экономические механизмы протокола

International emission trading (IET) -- Международная торговля выбросами. Каждый участник системы имеет право на определенный уровень эмиссий -- общий объем выбросов в течение установленного срока. Однако один может согласиться произвести эмиссий меньше и свое право на эти эмиссии продать другому.

Joint Implementation (JI) -- Совместное осуществление. Это система, при которой страна, взявшая на себя строгие обязательства по сокращению эмиссии парниковых газов, или компания из этой страны делает инвестиции в программы, позволяющие сократить эмиссии в другой стране. За это инвестирующая компания или страна может получить разрешение зачесть определенное количество своих выбросов.

Clean development Mechanism (CDM) -- Механизм чистого развития. Инвестиции в развитие энергетики, промышленности, сельского хозяйства в странах третьего мира, при которых эмиссии парниковых газов будут сокращены до минимума.
Ирина БЕЛАШЕВА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  29.09.2003
Правительство России подсчитывает экономический эффект присоединения к Киотскому протоколу о сокращении выбросов в атмосферу
Сегодня в Москве открывается Всемирная конференция по изменению климата. И хотя ее организаторы неоднократно заявляли, что смысл мероприятия -- чисто научный, за беспристрастной дискуссией ученых маячит тень Киотского протокола. Документ этот уже можно назвать историческим, несмотря на то, что он еще не вступил в силу и неизвестно, когда вступит. Соглашение об ограничении и сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу оставалось бы скучным экологическим договором, интересным лишь «зеленым», и не вызывало бы такой бурной полемики, если бы в него не были включены рыночные механизмы, а попросту говоря -- деньги... >>
  • //  29.09.2003
Директор Института водных проблем, член-корреспондент Российской академии наук Виктор ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН полагает, что обязательства по Киотскому протоколу не будут сдерживать развитие промышленного производства в России... >>
  • //  29.09.2003
Председатель президиума Института проблем глобализации доктор экономических наук Михаил ДЕЛЯГИН считает, что Россия должна обставить ратификацию Киотского протокола максимумом условий и требований к Европе... >>
  • //  29.09.2003
International emission trading (IET) -- Международная торговля выбросами. Каждый участник системы имеет право на определенный уровень эмиссий -- общий объем выбросов в течение установленного срока. Однако один может согласиться произвести эмиссий меньше и свое право на эти эмиссии продать другому. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика