N°168
10 сентября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  10.09.2003
Концы в воду
Завтра выходит в прокат "Бассейн" Франсуа Озона

версия для печати
Английская писательница Сара Мортон (Шарлотта Ремплинг) в поисках вдохновения приезжает в Прованс на виллу своего издателя и в уединении начинает писать детектив "Дорвелл надевает юбку". Однако необходимое для работы спокойствие нарушает неожиданный приезд дочки издателя Жюли (Людивин Санье). Молоденькая француженка каждый вечер приводит в дом нового мужчину. Ее поведение сначала раздражает писательницу, но очень скоро героиня Ремплинг находит в жизни Жюли материал для своей новой книги -- "Бассейн". И мы, таким образом, являемся "читателями" "книги в фильме" (разновидность распространенного жанра "фильм в фильме"), реальность и вымысел переплетаются, и распутать все узлы не удастся даже после второго просмотра.

Из современных французских режиссеров Франсуа Озон уступает в популярности только Жан-Пьеру Жене. А у критиков Озон точно любимец. Его картины настолько богаты киноцитатами, визуальными играми и ассоциациями, что даже если фильмы Озона не нравятся, писать на них рецензии все равно приятно.

Любители кино находят у французского режиссера переклички со многими классиками, имя Хичкока повторяется чаще других, но, думается, внешние аллюзии в картинах Озона не так важны, как внутренние. Он, как всякий большой художник, создает одно гигантское произведение, в котором действуют собственные законы, и вот в этих законах было бы интересно разобраться.

В фильмах Озона легко выделить несколько основных черт. Во-первых, замкнутость места действия. Вспомним кукольный домик в "8 женщинах", уютную немецкую квартиру в "Каплях дождя на раскаленных скалах", буржуазный особнячок в "Ситкоме". В "Бассейне" -- вилла на юге Франции.

В замкнутом пространстве под действием некой силы персонажи раскрывают свои слабости. В "Ситкоме" всех сбила с пути истинного белая крыса, в "8 женщинах" мнимая смерть хозяина дома заставила других персонажей приоткрыть свою тайную жизнь. В "Бассейне" героиня Шарлотты Ремплинг изменилась, когда с бассейна во дворе виллы был снят защитный брезент (на поверхности плавали прошлогодние листья).

Ключевым моментам фильма почти всегда предшествует музыкальный номер, при этом важны слова песни. В "Каплях дождя..." перед трагической развязкой герои исполнили Tanze Samba mit mir ("Танцуй самбу со мной"), в "8 женщинах" Озон подобрал значимый музыкальный номер каждой героине, итог фильму подвела Даниэль Дарье песней на стихи Арагона "Нет счастливой любви". В "Бассейне" герои танцуют под песенку Let's do it ("Давай сделаем это") накануне убийства.

Чрезвычайно важны движения камеры, положение персонажей в кадре и вариативная повторяемость сцен. В "Ситкоме" в первых кадрах человек входит в особняк, но камера не следует за ним, на общем плане мы видим дом, слышим выстрелы и крики. Когда в конце фильма эта сцена разыгрывается вновь, положение камеры меняется: становится понятно, как произошло убийство. В "Каплях дождя..." в важнейшей сцене мы видим героя с ног до головы (именно так движется камера), его молодой друг лежит на кровати навзничь. Когда герои отмечают год своих отношений, в той же спальне нам показывают персонажа уже с головы до ног (обратное движение камеры), его молодой друг лежит на кровати ничком. В "Бассейне" камера медленно движется вдоль тела вытянувшейся на солнышке Жюли, потом поднимается по телу стоящего над ней молодого официанта Фрэнка. В другой сцене точно таким же движением камеры показаны Сара и старый садовник Марсель, и эта выходка режиссера вызывает в зале самый искренний смех. Скоро между четырьмя персонажами будут распределены роли убийцы, жертвы, соблазнительницы и соблазненного.

Возможно, из прочитанного складывается впечатление, что Озон нудный эстет и "Бассейн" скучное заумное кино. Сказать по правде, "Бассейн" самый захватывающий и самый чувственный фильм режиссера. "8 женщин" были прекрасно сделаны, но в целом кино получилось затянутым и оттого скучноватым. "Капли дождя..." и "Ситком" могли показаться намеренно скандальными. "Криминальные любовники" и вовсе худшее его кино. Своей атмосферой "Бассейн" напоминает скорее фильм "Под песком", в котором Шарлотта Ремплинг впервые сыграла у Озона. В "Бассейне" две любимые его актрисы -- Ремплинг и Санье -- встретились и сыграли прекрасно. Однако недостаточно прекрасно для жюри Каннского фестиваля, где фильм не получил ни одной премии. "Премия как геморрой, рано или поздно каждая ж... ее получит", -- сказала героиня Ремплинг в начале фильма. Угадала ли?
Сергей ТОКАРЕВ
//  читайте тему  //  Кино

  КУЛЬТУРА  
  • //  10.09.2003
Завтра выходит в прокат "Бассейн" Франсуа Озона
Английская писательница Сара Мортон (Шарлотта Ремплинг) в поисках вдохновения приезжает в Прованс на виллу своего издателя и в уединении начинает писать детектив "Дорвелл надевает юбку". Однако необходимое для работы спокойствие нарушает неожиданный приезд дочки издателя Жюли (Людивин Санье)... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  10.09.2003
В клубе "Дом" Александр Пепеляев представил премьеру нового спектакля
Саша Пепеляев, худрук театра "Кинетик", что на днях открыл свой десятый сезон в клубе "Дом", может назвать свой спектакль "Амальгама", "Вид русской могилы из Германии" или, как вот только что вышедшую премьеру, "10 прозрачных полумесяцев". Он даже может утверждать, что его сочинения имеют какую-то связь с определенным автором или произведением (в данном случае -- Михаил Елизаров, пришедший на смену многократно помянутому Хармсу; "полумесяцы" -- это по повести "Ногти")... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  10.09.2003
В Музее изобразительных искусств открылась выставка «Искусство офорта»
Художник-гравер -- это в одном лице и д'Артаньян, и Сирано. Иглой он обязан владеть как шпагой: колоть металлическую доску быстро, виртуозно, точно. Одновременно ему пристало быть философом, поэтом, меланхоликом. И яркому дневному свету предпочитать бархатный мрак ночи, из которого проступают сонмы причудливых сверкающих образов. О таких рыцарях иглы и штихеля рассказывает выставка, представляющая коллекцию Гравюрного кабинета ГМИИ имени А.С. Пушкина... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  10.09.2003
Писать о Харуки Мураками не хочется совсем. Не потому, что Харуки плохой. Хороший Харуки. Но надоел, сил нет. Никто же не станет всерьез говорить о достоинствах творчества Бориса Гребенщикова в 2003 году. Вот и Мураками всеми литературными потрохами принадлежит эпохе 80-х. Тогда сложился термин "эра пустоты", а в Америке подросло "нет-поколение". Попробуйте вспомнить стиль конца восьмидесятых. Тихий ужас. Сейчас так наряжают персонажей трэш-фильмов, чтобы чудовищнее смотрелись... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика