N°159 28 августа 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
«Благовещение» прошло без эксцессов Половодье чувств и благоговейный трепет
За день до спектакля -- верующие протестуют! Сообщения в сети, факсы какого-то "Комитета за нравственное возрождение" и даже протоирей Шаргунов в телеэфире волнуется о народе. Все это потому, что французский хореограф Анжелен Прельжокаж поставил двадцатиминутный балет на евангельский сюжет и роль архангела Гавриила отдал танцовщице. А организаторы фестиваля Grand pas пригласили театр Прельжокажа в Москву, на открытие феста. Вспоминая нескольких недавно оправданных судом стайных моралистов, разгромивших выставку "Осторожно, религия!", балетоманы собирались на спектакль как на войну за любимое искусство. Театральные бабушки призывали к бдительности и запрещали класть дамские сумочки на барьер. На входе возникла охрана со звенелками. Может быть, она и отпугнула нечистую силу -- никто не вздумал срывать спектакль, как обещали борцы за нравственность, все сидели и чинно смотрели. А там было на что взглянуть.
Программа вечера была составлена по элементарному контрастному принципу: "Благовещение" и "Весна священная". Вивальди (перемешанный, правда, с плывущими шумами и детским лепетанием) и Стравинский. Сосредоточенность и буйство. Дуэт и масса. Христианство и язычество? Да, конечно. Если понимать язычество как звучащий во все времена подростковый вопль плоти, младенческую звериную свободу. В "Весне священной" Прельжокажа ничто не отсылает к Древней Руси -- ни декорация, ни костюмы. У задника -- какие-то зеленые бугры, кусок травянистой местности, на которой сидят и лежат шесть парней во вполне современных штанах и рубашках. На авансцену выходят шесть девиц в разноцветных платьях и быстренько снимают трусы. Парни подходят и эти тряпки поднимают. Начинает раскатываться, густо всплескивать музыка, и далее сорок минут танца -- это охота парней на девиц (которые вовсе не стремятся освободиться), буйно трахающиеся парочки (травяной склон растащен в разные стороны -- и каждый дуэт заполучил то ли личный кусок земли, то ли просто зеленую софу, и мужчины вполне убедительно подпрыгивают на женщинах), и, наконец, когда по сюжету музыки должно возникнуть жертвоприношение -- толпа совсем раздергивает одежку с одной из танцовщиц и гоняет ее по кругу. Девица хочет вырваться, но с финальным аккордом гордо выпрямляется и смотрит в зал. И уже в тишине укладывается на лужок отдохнуть. Прельжокаж-режиссер интереснее Прельжокажа-хореографа: в танцах слишком много ярости, в телах слишком много откровенного желания, невозможен тонкий рисунок. А вот смотреть, как Прельжокаж обыгрывает декорацию, как "луг" превращается в "софу", и как этот же луг из зеленых плоских булыжников вдруг напоминает священные камни, присутствовавшие на заднике "Весны" Нижинского -- только потому, что танцовщики вдруг начинают шествовать понуро и обреченно, вычерчивая линейку чуть не в кататоническом состоянии, а потом, опомнившись, снова жадно кидаются друг к другу, -- чрезвычайно любопытно. В "Благовещении" же ни ярости, ни страсти. Наши борцы за нравственность зашлись из-за того, что заподозрили в женском дуэте гимн нетрадиционной ориентации. Как говорится, кто про что... Сдается мне, что Прельжокаж отдал роль архангела Гавриила женщине потому, что из женщины -- как ему показалось -- проще сделать бесполое существо, не унижая персонажа, чем из мужчины. (Какая-то подобная логика, думается, была у Камы Гинкаса, отдавшего роль Счастливого принца актрисе.) Дуэт вестника и девы Марии -- дуэт невыносимого, неземного доверия. Музыка Марии -- Вивальди и детский лепет. Она сидит, наклонив голову, прислушивается к ней. Музыка ангела -- непроявленный шум, прообраз всех звуков мира. Весь балетик всего лишь несколько профильных поз; синхронная вариация вестника и Марии; прощальный поцелуй ангела -- в живот. Но обе танцовщицы так сконцентрированы на довольно простом тексте -- так, думаю, средневековые исполнители мистерий верили в то, что делают, -- что каждое движение обрело необходимую значительность. Можно сказать про двадцатиминутную миниатюру -- мощный спектакль? Думаю, можно. Grand pas продолжится сегодня выступлением в Малом театре израильской Kibbutz Contemporary Dance Company, а завтра в Большом станцуют англичане, Rambert Dance Company. Если программа, как обычно планируют фестивали, пойдет по нарастающей -- у этого феста есть шанс стать событием года. |
Половодье чувств и благоговейный трепет За день до спектакля -- верующие протестуют! Сообщения в сети, факсы какого-то «Комитета за нравственное возрождение» и даже протоирей Шаргунов в телеэфире волнуется о народе. Все это потому, что французский хореограф Анжелен Прельжокаж поставил двадцатиминутный балет на евангельский сюжет и роль архангела Гавриила отдал танцовщице... >>
В московских кинотеатрах показывают «Марш славянки» и «Притяжение» Вчера страна праздновала День российского кино. Понятно, что в праздник о неприятном вспоминать не хочется, поэтому вспоминали о приятном и даже хвастались кое-какими достижениями. А тем временем, пока все СМИ анонсировали новый фильм Станислава Говорухина, на экраны тихо вышло два российских новых фильма. Пойдут они столь ограниченным прокатом, что об этом можно было бы не упоминать вовсе, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что в российском кинопроцессе сегодня отсутствует понятие брака, а та продукция, которую демонстрируют зрителям с 27 августа в кинотеатре «Зарядье» и с 28-го в кинотеатрах «Пять звезд» и «Байкал», -- самый настоящий кинематографический брак. Эти фильмы можно было бы закрыть как неудавшиеся еще в процессе производства, если бы были соответствующие инстанции, готовые взять на себя за это ответственность... >>
В Александринском театре появился новый худрук Во вторник министр культуры Михаил Швыдкой наконец-то представил труппе Александринского театра нового художественного руководителя -- Валерия Фокина... >>
В Доме фотографии прошла последняя выставка из цикла «24+» В очередной раз убедиться в том, что все когда-нибудь кончается, пришлось любителям архитектурной фотографии во вторник. «Верхняя точка» Александра Джикия -- тридцать шестая выставка трехлетнего (а кажется -- бесконечного) проекта архитектурной фотографии «24» -- действительно оказалась последней. По крайней мере из персональных. На сегодняшний день... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|