N°158 27 августа 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Обмен без обмана В Санкт-Петербурге состоялась церемония передачи возвращенных ценностей
Помнится, противники возвращения так называемой «Бременской коллекции» западноевропейской графики, спасенной и вывезенной офицером Советской армии Виктором Балдиным, на историческую родину в Германию приводили контраргумент: «Мы им все, а нам -- ничего. Все наши похищенные ценности навеки заперты в неведомых собраниях. Никто их никогда не увидит в России». Хроника событий опровергает прогноз пессимистов.
Вчера в Государственном Эрмитаже министр культуры России Михаил Швыдкой торжественно вручил директорам трех крупнейших петербургских музеев -- Эрмитажа, Русского музея, Царского Села -- историко-художественные ценности, возвращенные в Россию из-за рубежа в мае--июле нынешнего года. Церемония проходила в изумительном по красоте Эрмитажном театре, выстроенном в екатерининское время Джакомо Кваренги как парафраз театра «Олимпико» великого архитектора Возрождения Андреа Палладио. Благородная простота и спокойное величие зала как нельзя лучше соответствовали важности момента. Как водится, многозначных политических смыслов и исторических аллюзий в церемонии было хоть отбавляй. В зале красовались, например, люди в форме гвардейцев-гренадеров е.и.в. британской королевы. С какой стати? Дело в том, что первая переданная Эрмитажу реликвия -- это Георгиевское знамя Лейб-гвардии Гренадерского полка Российской Императорской армии. Полк был образован 30 марта 1756 года по приказу Елизаветы Петровны и отличился ратными подвигами во многих боях. Во время революции полковое знамя спасли, а капитан Чатобрун тайно переправил его из Петербурга в Париж. В 1957 году оставшиеся в живых офицеры полка попросили руководство гренадерской королевской гвардии Британии принять на сохранение знамя. После визита королевы Великобритании Елизаветы II в Россию в 1994 году Эрмитаж путем высокой дипломатии стал искать возможности возвращения реликвии. Георгиевское знамя Лейб-гвардии Гренадерского полка было передано президенту России Владимиру Путину во время его официального визита в Великобританию 24--27 июня 2003 года. Теперь знамя принял Михаил Пиотровский. По его словам, оно станет ценнейшим экспонатом открывающегося в декабре эрмитажного Музея гвардии. Тяжелая подготовительная работа, увенчавшаяся в этом и других случаях «обменом без обмана», выпала на долю департамента по сохранению культурных ценностей при Минкульте РФ. Министр культуры во время вчерашних торжеств емко и лаконично сформулировал цель работы департамента: «Обнаружить то, что принадлежало России, и отсеять другое». В данном контексте самая больная тема -- вторая мировая война. Двумя другими реликвиями-«возвращенцами» стали предметы, похищенные в годы Великой Отечественной. При содействии лондонского мецената и финансиста Джекоба Ротшильда на последних русских торгах аукциона Сотби была снята с торгов и приобретена Минкультом утерянная Русским музеем в военное время картина Федора Богневского «Портрет Великой княгини Александры Павловны». Вчера картина вернулась владельцу -- Русскому музею. Подфартило и Царскому Селу. В мае сего года проживающие в США Ксения и Дмитрий Граббе передали в Генеральное консульство РФ в Нью-Йорке три акварельных рисунка. Один из них, с видом интерьера, написан Г. Куммингом. Два других, с забавными сценами из жизни императора Николая I, принадлежат руке художника -- бытописателя монарших «трудов и дней» М. Зичи. Акварели были вывезены немецким офицером из Александровского дворца Царского Села. В заключение Михаил Швыдкой порадовал грядущими событиями в деле реституции. Во второй половине октября Минкульт при помощи итальянских коллег намеревается вернуть Русской православной церкви более 200 незаконно перемещенных из России икон. |
Российские кинематографисты решительно отметят профессиональный праздник премьерой Сегодня в кинотеатре «Пушкинский» служба кинематографии Министерства культуры РФ и приглашенные кинематографисты торжественно отпразднуют День российского кино. Гвоздь программы - фильм Станислава Говорухина «Благословите женщину»... >>
Сбор труппы в Большом прошел без сюрпризов, скандалов и комментариев Поздравили ветеранов, приняли в труппу новичков. Никаких воплей с мест, ничего для криминальной хроники. Даже кадровые реформы нынешняя власть Большого старается проводить цивилизованными методами: официально подтверждено, что с февраля прежний худрук балета Борис Акимов уходит, а с января заступает на пост новый худрук Алексей Ратманский. То есть будет период передачи дел, чего ранее никогда не было: уходящие обычно хлопали дверью так, что все восемь колонн вздрагивали... >>
В Санкт-Петербурге состоялась церемония передачи возвращенных ценностей Помнится, противники возвращения так называемой «Бременской коллекции» западноевропейской графики, спасенной и вывезенной офицером Советской армии Виктором Балдиным, на историческую родину в Германию приводили контраргумент: «Мы им все, а нам -- ничего. Все наши похищенные ценности навеки заперты в неведомых собраниях. Никто их никогда не увидит в России». Хроника событий опровергает прогноз пессимистов... >>
Новая картина Михаэле Ханеке в кинозале «35 ММ» В фильмах Михаэля Ханеке всегда происходило множество неприятных вещей. Там маленьких девочек глушили электрошоком для убоя свиней, благовоспитанные подростки до смерти издевались над выехавшей за город семьей, нелегальные эмигранты плевали в лицо Жюльетт Бинош, а о том, что происходило с несчастной пианисткой и вовсе стоит промолчать. Впрочем, по мнению прогрессивной кинообщественности, весь этот нечеловеческий ужас должен был послужить поучительным примером для разудалых постмодернистов нового поколения, низведшим на экране насилие и отвращение до уровня чисто визуального гэга. Так что в новый миллениум Ханеке вошел на правах классика и почти что пророка... >>
Вода -- сюжет лучших выставок Русского музея в Петербурге Главный архитектор отпраздновавшего славный юбилей города Санкт-Петербурга -- Нева. Без нее не были бы найдены масштаб, пропорции, ритм Города, увиденного Человеком. Исчезло бы самое главное -- предмет их диалога, стихия. Город: сваи, колонны, камень, гранит, засов, культура, смирение, твердь. Стихия воды: нарушение, хаос, смятение, дичь, ужас, хляби. Лишите Петербург Невы, и борьба амбиций, интрига, драма, мистерия исчезнет. Занавес! Кстати, именно поэтому Петербург нельзя определять в сравнении с чем-либо: Северная Венеция там или Амстердам. Справедливо заметил профессор Михаил Алленов: неприрученной (в визуальном модусе) внутри классического города остается только Нева, остальных обуздали... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|