|
|
N°158, 27 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обмен без обмана
В Санкт-Петербурге состоялась церемония передачи возвращенных ценностей
Помнится, противники возвращения так называемой «Бременской коллекции» западноевропейской графики, спасенной и вывезенной офицером Советской армии Виктором Балдиным, на историческую родину в Германию приводили контраргумент: «Мы им все, а нам -- ничего. Все наши похищенные ценности навеки заперты в неведомых собраниях. Никто их никогда не увидит в России». Хроника событий опровергает прогноз пессимистов.
Вчера в Государственном Эрмитаже министр культуры России Михаил Швыдкой торжественно вручил директорам трех крупнейших петербургских музеев -- Эрмитажа, Русского музея, Царского Села -- историко-художественные ценности, возвращенные в Россию из-за рубежа в мае--июле нынешнего года. Церемония проходила в изумительном по красоте Эрмитажном театре, выстроенном в екатерининское время Джакомо Кваренги как парафраз театра «Олимпико» великого архитектора Возрождения Андреа Палладио. Благородная простота и спокойное величие зала как нельзя лучше соответствовали важности момента.
Как водится, многозначных политических смыслов и исторических аллюзий в церемонии было хоть отбавляй. В зале красовались, например, люди в форме гвардейцев-гренадеров е.и.в. британской королевы. С какой стати? Дело в том, что первая переданная Эрмитажу реликвия -- это Георгиевское знамя Лейб-гвардии Гренадерского полка Российской Императорской армии. Полк был образован 30 марта 1756 года по приказу Елизаветы Петровны и отличился ратными подвигами во многих боях. Во время революции полковое знамя спасли, а капитан Чатобрун тайно переправил его из Петербурга в Париж. В 1957 году оставшиеся в живых офицеры полка попросили руководство гренадерской королевской гвардии Британии принять на сохранение знамя. После визита королевы Великобритании Елизаветы II в Россию в 1994 году Эрмитаж путем высокой дипломатии стал искать возможности возвращения реликвии. Георгиевское знамя Лейб-гвардии Гренадерского полка было передано президенту России Владимиру Путину во время его официального визита в Великобританию 24--27 июня 2003 года. Теперь знамя принял Михаил Пиотровский. По его словам, оно станет ценнейшим экспонатом открывающегося в декабре эрмитажного Музея гвардии.
Тяжелая подготовительная работа, увенчавшаяся в этом и других случаях «обменом без обмана», выпала на долю департамента по сохранению культурных ценностей при Минкульте РФ. Министр культуры во время вчерашних торжеств емко и лаконично сформулировал цель работы департамента: «Обнаружить то, что принадлежало России, и отсеять другое». В данном контексте самая больная тема -- вторая мировая война. Двумя другими реликвиями-«возвращенцами» стали предметы, похищенные в годы Великой Отечественной. При содействии лондонского мецената и финансиста Джекоба Ротшильда на последних русских торгах аукциона Сотби была снята с торгов и приобретена Минкультом утерянная Русским музеем в военное время картина Федора Богневского «Портрет Великой княгини Александры Павловны». Вчера картина вернулась владельцу -- Русскому музею. Подфартило и Царскому Селу. В мае сего года проживающие в США Ксения и Дмитрий Граббе передали в Генеральное консульство РФ в Нью-Йорке три акварельных рисунка. Один из них, с видом интерьера, написан Г. Куммингом. Два других, с забавными сценами из жизни императора Николая I, принадлежат руке художника -- бытописателя монарших «трудов и дней» М. Зичи. Акварели были вывезены немецким офицером из Александровского дворца Царского Села.
В заключение Михаил Швыдкой порадовал грядущими событиями в деле реституции. Во второй половине октября Минкульт при помощи итальянских коллег намеревается вернуть Русской православной церкви более 200 незаконно перемещенных из России икон.
Сергей ХАЧАТУРОВ, Санкт-Петербург