N°158 27 августа 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Свинцовая примочка Новая картина Михаэле Ханеке в кинозале «35 ММ»
В фильмах Михаэля Ханеке всегда происходило множество неприятных вещей. Там маленьких девочек глушили электрошоком для убоя свиней, благовоспитанные подростки до смерти издевались над выехавшей за город семьей, нелегальные эмигранты плевали в лицо Жюльетт Бинош, а о том, что происходило с несчастной пианисткой и вовсе стоит промолчать. Впрочем, по мнению прогрессивной кинообщественности, весь этот нечеловеческий ужас должен был послужить поучительным примером для разудалых постмодернистов нового поколения, низведшим на экране насилие и отвращение до уровня чисто визуального гэга. Так что в новый миллениум Ханеке вошел на правах классика и почти что пророка.
В последнем на сегодня своем фильме Ханеке обратился к наивысшему обобщению, рассказав ни много ни мало о конце света. Вернее, о сумерках, предшествующих последней битве, о том времени, которое в «Старшей Эдде» как раз и именовалось «временем волка». Впрочем, никаких хтонических чудовищ в фильме нет и в помине. Все начинается с того, как семья обывателей (отец, мать, двое разнополых детей) приезжает в свой загородный дом. Но там уже успели обосноваться беженцы из ниоткуда в никуда. Тоже семья -- с тем лишь отличием, что у незваного гостя в руках ружье, которое он незамедлительно использовал, убив хозяина дома. А в одночасье овдовевшая Анна (Изабель Юппер) хватает детей под мышку и отправляется в долгое и утомительное путешествие по миру, который угасает на глазах. Нет электричества, нет бензина, в промозглой слякоти в последний раз вспыхивает огонек дышавшей на ладан зажигалки. На землю опускаются сумерки, и экран погружается в непроглядный сумрак. В потемках Анна с детьми прибивается к импровизированной коммуне таких же, как они, изгнанников и скитальцев, которые даже и не пытаются сохранить между собой человеческие отношения и уповают только на некий мистический поезд, который время от времени проходит по уцелевшим железнодорожным путям, чтобы увезти своих пассажиров в еще большую неизвестность. Смотреть фильм оказалось совсем не так невыносимо, как свидетельствовали очевидцы, видевшие его сначала вне конкурса в Канне (в основную программу фильм не попал, так как небольшую роль в нем сыграл тогдашний председатель каннского жюри Патрис Шеро), а потом и в Москве. Во всяком случае, пресловутая тьма на экране не кажется чем-то нарочитым и мешающим: именно так подобное кино и следует снимать. Но разбираться в сомнамбулическом перемещении усталых персонажей-зомби нет никакого желания. Деградация человеческой природы, показанная на экране, не шокирует и не заставляет задуматься о последних временах, но попросту утомляет, как затянувшаяся воскресная проповедь, в которой нет и искры подлинной веры. Многозначительные мессианские образы кажутся легко прочитываемыми штампами, а отстраненность авторского взгляда несложно принять за напыщенное равнодушие. Ночью, конечно, все волки серы. Но не до такой же степени! Куда больше об истинном ощущении человека на краю всего и вся дает, скажем, фильм Дэнни Бойла «28 дней спустя», который Ханеке и его сторонники наверняка бы записали в число картин вредных и спекулятивных. Но мир полувымерших от вируса агрессии пригородов Лондона кажется куда более убедительным и достоверным, несмотря на потоки искусственной крови и зомби, рвущих на куски живых и относительно здоровых людей. Но пример Бойла в данном случае, пожалуй, неуместен. Если с чем и сравнивать «Время волков», то скорее с не самыми удачными лентами нашего соотечественника Константина Лопушанского. Последний, к слову, назывался как раз «Конец света». В финале «Времени волков» маленький сын Анны, наслушавшись легенд полубезумного старика, собирается совершить ритуальное самосожжение. В этот момент внутри на самом деле зарождается нечто, напоминающее катарсис. Кажется, что если мальчик все-таки превратится в живой сполох, то жестокие небеса примут жертву, серые тучи развеются сами собой и мир наконец-то вправит на место свой вывихнутый сустав. Впрочем, для Михаэля Ханеке подобный финал наверняка показался бы «спекулятивным». И поэтому мальчика останавливают мудрым указанием: «Главное, что ты собирался это сделать». Что же, попытка не пытка. |
Российские кинематографисты решительно отметят профессиональный праздник премьерой Сегодня в кинотеатре «Пушкинский» служба кинематографии Министерства культуры РФ и приглашенные кинематографисты торжественно отпразднуют День российского кино. Гвоздь программы - фильм Станислава Говорухина «Благословите женщину»... >>
Сбор труппы в Большом прошел без сюрпризов, скандалов и комментариев Поздравили ветеранов, приняли в труппу новичков. Никаких воплей с мест, ничего для криминальной хроники. Даже кадровые реформы нынешняя власть Большого старается проводить цивилизованными методами: официально подтверждено, что с февраля прежний худрук балета Борис Акимов уходит, а с января заступает на пост новый худрук Алексей Ратманский. То есть будет период передачи дел, чего ранее никогда не было: уходящие обычно хлопали дверью так, что все восемь колонн вздрагивали... >>
В Санкт-Петербурге состоялась церемония передачи возвращенных ценностей Помнится, противники возвращения так называемой «Бременской коллекции» западноевропейской графики, спасенной и вывезенной офицером Советской армии Виктором Балдиным, на историческую родину в Германию приводили контраргумент: «Мы им все, а нам -- ничего. Все наши похищенные ценности навеки заперты в неведомых собраниях. Никто их никогда не увидит в России». Хроника событий опровергает прогноз пессимистов... >>
Новая картина Михаэле Ханеке в кинозале «35 ММ» В фильмах Михаэля Ханеке всегда происходило множество неприятных вещей. Там маленьких девочек глушили электрошоком для убоя свиней, благовоспитанные подростки до смерти издевались над выехавшей за город семьей, нелегальные эмигранты плевали в лицо Жюльетт Бинош, а о том, что происходило с несчастной пианисткой и вовсе стоит промолчать. Впрочем, по мнению прогрессивной кинообщественности, весь этот нечеловеческий ужас должен был послужить поучительным примером для разудалых постмодернистов нового поколения, низведшим на экране насилие и отвращение до уровня чисто визуального гэга. Так что в новый миллениум Ханеке вошел на правах классика и почти что пророка... >>
Вода -- сюжет лучших выставок Русского музея в Петербурге Главный архитектор отпраздновавшего славный юбилей города Санкт-Петербурга -- Нева. Без нее не были бы найдены масштаб, пропорции, ритм Города, увиденного Человеком. Исчезло бы самое главное -- предмет их диалога, стихия. Город: сваи, колонны, камень, гранит, засов, культура, смирение, твердь. Стихия воды: нарушение, хаос, смятение, дичь, ужас, хляби. Лишите Петербург Невы, и борьба амбиций, интрига, драма, мистерия исчезнет. Занавес! Кстати, именно поэтому Петербург нельзя определять в сравнении с чем-либо: Северная Венеция там или Амстердам. Справедливо заметил профессор Михаил Алленов: неприрученной (в визуальном модусе) внутри классического города остается только Нева, остальных обуздали... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|