N°156
25 августа 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  25.08.2003
Екатерина Деготь: «Неофициальное искусство спонсировалось советской экономикой»
версия для печати
27 сентября в центральном выставочном зале Берлина, «Мартин-Гропиус-Бау», откроется выставка «Москва--Берлин. 1950--2000». Выставка под таким названием, но посвященная первой половине ХХ столетия, проходила в 1995--1996 годах. Обозреватель газеты Сергей ХАЧАТУРОВ встретился с Екатериной ДЕГОТЬ, одним из кураторов новой экспозиции, с целью узнать у нее, о чем будет продолжение музейной саги и зачем вообще оно нужно.

-- Как возникла идея продолжения выставочной эпопеи «Москва--Берлин»?

-- Идея когда-нибудь продолжить проект принадлежала, как говорят, еще директору ГМИИ Ирине Александровне Антоновой. Но новый проект все же не является продолжением выставки 1996 года. Тогда было очевидно, о чем выставка: об искусстве двух тоталитарных государств, которые фактически были впервые поставлены рядом. Но Москва и Берлин во второй половине ХХ века -- о чем это, собственно? Когда заместитель министра культуры РФ Павел Хорошилов призвал меня и Виктора Мизиано готовить концепцию новой выставки, нашим первым импульсом был поиск места советской традиции в мировом контексте. Мы все в той или иной степени являемся ее наследниками (выставка говорит о личном прошлом каждого из ныне живущих), и все в той или иной мере чувствуем, что эта традиция не оценена или просто вытеснена из сознания. Отсюда, как мне кажется, много психологических и культурных травм. Однако для западных и, в частности, немецких художников традиция русского коммунизма, троцкизма, авангарда была необычайно важна, хотя для них это была такая же фантазия, как фантазия русских художников о Западе. Так что «Москва--Берлин» -- это несостоявшаяся встреча.

-- Кто именно готовил выставку с обеих сторон?

-- С каждой стороны было по три куратора. С немецкой стороны главный куратор -- Юрген Хартен, человек, долгие годы возглавлявший Кунстхалле Дюссельдорфа, много работавший с русским искусством и очень любящий его -- так, как можно его любить только с позиций романтических либеральных стереотипов о том, что есть свободный, но зашоренный Запад и страшный, но такой привлекательный тоталитарный Восток. Помимо него немецкими кураторами являются Ангела Шнайдер, директор Национальной галереи Берлина, и Кристоф Таннерт, искусствовед из ГДР, ныне возглавляющий дом художника «Бетания», одну из самых интересных экспериментальных выставочных площадок Берлина. С российской стороны главным куратором является замминистра культуры РФ Павел Хорошилов, а кураторы -- это Виктор Мизиано и я. С российской стороны выставка финансируется в основном за счет бюджета.

-- Вы упомянули о советском искусстве, значит ли это, что на выставке будут преобладать официальные произведения?

-- Нет, нисколько. Для меня лично особенно важно было показать, что официальное и неофициальное искусство в СССР, несмотря на огромные различия, являются продуктами советской, точнее, социалистической системы. Такой, какой мы ее знаем в постсталинское время. Об этом времени на Западе мало известно -- знаний о сталинском СССР, как считается, достаточно. Но после смерти Сталина это была уже другая, посттоталитарная страна, где постепенно сформировалось гражданское общество и оппозиция -- в искусстве это был неофициальный круг. И существование этой оппозиции было парадоксальным образом предусмотрено всей системой социализма, где государство фактически спонсировало жизнь своих граждан и обеспечивало им огромный досуг, который они, за отсутствием других возможностей, в основном тратили на творчество и критическую деятельность, на разном уровне -- от чисто бытового до очень серьезного. Неофициальное искусство выросло из той же почвы. Наш андерграунд является продуктом советского экономического строя, в котором художник был избавлен от необходимости примериваться к требованиям частного рынка. Художник, который решал не распространять свои произведения по государственным каналам, оказывался свободен как от давления власти, так и от частного рынка: уникальная ситуация. Тех, кто участвовал в официальных каналах распространения искусства, было гораздо больше, но останутся в истории из них далеко не все, а только те, кто понимал, что занимается не живописью, а неким новым жанром искусства в рамках массмедиа.

-- И кто же попадет на выставку из официального лагеря?

-- Например, Гелий Коржев, художник, прекрасно выявивший природу советской картины. Мы знаем, что в 1921 году конструктивисты приняли прямо-таки указ о том, что картин больше писать не надо, потому что это искусство для богатого частного покупателя, а таких больше нет. И надо делать искусство для масс. Считается, что потом соцреализм вернулся к живописи, но на самом деле этот указ никто не отменял. Соцреалистические картины -- это вовсе не живопись, а скорее кино. И кинематографичность советской живописи, сделанной нередко с помощью фотографий, Гелий Коржев блистательно выявил. К тому же Коржев -- художник с полноценной эстетической и этической программой. Таких художников, реализовавших в творчестве свой личный проект, мне казалось важным найти как в официальном, так и в неофициальном искусстве, хотя в последнем их предсказуемым образом больше.

-- Что же в таком случае покажет немецкая сторона?

-- Своих блестящих мастеров ХХ века: Бойса, Базелица, Кифера. Но важно заметить, что наша выставка финансируется иначе, чем первая, на паритетной основе, поэтому и роль кураторов с обеих сторон паритетна, и это же привело к тому, что между кураторскими командами возникли разногласия. Для кураторов из России оказался важен социально-политический контекст, немцы мечтали о том, чтобы представить автономное произведение на белой стене, свободное от всякой социальной шелухи. Нам в этом виделось что-то рыночное, слегка коммерческое. Я лично с изумлением увидела, что применяю аргументы еще времен первого русского авангарда. Все эти споры были необычайно поучительны для обеих сторон.

-- Выставка «Москва--Берлин. 1950--2000» открывается 27 сентября, а 23 сентября во Франкфурте-на-Майне открывается выставка «Коммунизм -- фабрика мечты», куратором которой является Борис Гройс. Диалог между двумя экспозициями был заранее запланирован?

-- Насколько мне известно, выставка Гройса в основном посвящена довоенному соцреализму, но у нее есть небольшой постскриптум -- работы художников 1970--1980-х годов (Илья Кабаков и другие). Так что наши выставки хронологически продолжают одна другую, и это создает интересную интригу.

-- Когда выставку привезут в Москву?

-- В Москву привезут только материал выставки, но строиться она будет по-другому, и с участием, мы надеемся, вещей, которые в немецкую экспозицию не вошли. В марте выставка откроется в Новой Третьяковской галерее на Крымском валу -- здании, которое само есть памятник интересующей нас эпохи, хотя и очень сложный для работы с ним. Для такого здания необходим дизайнер, и на эту работу согласился Евгений Асс. В московской версии более ясно будет деление на главы, соответствующие разделам каталога: от «Возвышенного» (пламенеющий, предзакатный соцреализм) до «Тревоги» (рефлексии на современную нестабильную ситуацию после разрушения успокоительно четкой стены между западным и восточным блоками). Последний раздел принципиален. Ведь никто подумать не мог, что картина мира, при которой делалась первая выставка «Москва--Берлин», настолько радикально изменится сегодня. Тогда и помыслить себе было нельзя, например, политическое противостояние США и Германии и политическое сближение США и России, что является одной из возможностей сегодняшнего дня. Так что сегодня мы средствами искусства артикулируем это захватывающее политико-интеллектуальное приключение!
Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  25.08.2003
«Пираты Карибского моря» на московских экранах
Фильм Гора Вербински с длинным названием «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной Жемчужины» стал первым за долгие годы пиратским кинополотном, имевшим успех. Со времен «Пиратов» Поланского и «Острова головорезов» Ренни Харлина обращение к пиратской теме превратилось в синоним кассового самоубийства: по определению дорогие, сложнопостановочные картины о джентльменах морской удачи не собирали и половины потраченных на них денег даже после выхода на видео, а телефонный справочник можно было экранизировать с большей вероятностью на успех, нежели Стивенсона или Сабатини. И вдруг -- фильм о пиратах, в основе которого лежит вовсе не классическое произведение, и даже не оригинальный сюжет, а аттракцион в Диснейленде... >>
  • //  25.08.2003
27 сентября в центральном выставочном зале Берлина, «Мартин-Гропиус-Бау», откроется выставка «Москва--Берлин. 1950--2000». Выставка под таким названием, но посвященная первой половине ХХ столетия, проходила в 1995--1996 годах. Обозреватель газеты Сергей ХАЧАТУРОВ встретился с Екатериной ДЕГОТЬ, одним из кураторов новой экспозиции, с целью узнать у нее, о чем будет продолжение музейной саги и зачем вообще оно нужно... >>
  • //  25.08.2003
Знакомство Запада с творчеством Ильи Репина проходит на ура
Сотрудники европейских и российских музеев задумали разыграть Репина как козырную карту двух выставочных сезонов. В 2002 году в Голландии, в городе Гронинген, показали пользовавшуюся феноменальным успехом выставку «Илья Репин -- открытие России». В 2003 году выставку «Илья Репин. В поисках России» решили прокатать по Германии. В формировании второй экспозиции, охватывающей все этапы творчества русского живописца, участвовали Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей имени А.С. Пушкина, Музей новейшей истории России, финский музей Атенеум из Хельсинки, немецкая Национальная галерея, объединение «Государственные музеи Берлина», а также Фонд культуры и музей федеральной земли Саарланд Германии. Как и в случае с голландской выставкой, большая часть работ предоставлена Третьяковской галереей... >>
  • //  25.08.2003
Хрестоматийная "Не ждали" -- один из хитов выставки >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика