N°140
01 августа 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  01.08.2003
Последнее лето детства
30 лет назад на экраны вышли «Американские граффити»

версия для печати
Как ни странно, Джордж Лукас вполне мог стать классиком, даже если бы и не снял «Звездные войны». Уже за четыре года до того, как он отправился «в далекую-предалекую галактику», Лукас снял фильм, закрепивший за ним место в голливудском зале славы на веки вечные. «Где вы были в 62-м?» -- вопрошает слоган с рекламного постера «Американских граффити», фильма, снятого менее чем за месяц, но ставшего одним из главных коммерческих хитов 70-х и вошедшего в сотню самых значительных американских кинофильмов.

Лукас единолично отвечает на этот вопрос за десятки тысяч бэби-бумеров, родившихся в конце войны. Он закончил школу, все свободное время проводил на улицах, не вылезал из-за руля (мечтал стать автогонщиком), смотрел черно-белые фильмы про больших тарантулов в открытых кинотеатрах для автомобилистов и слушал радио, на волнах которого царил биг-бит и никто еще даже и не слышал о «Битлз». Автогонщиком Лукас так и не стал, попав в серьезную аварию, но зато сумел с помощью фильма зафиксировать приметы собственной молодости. «Американские граффити», в точности совпадая с названием, напоминают альбом зарисовок или записную книжку, в которой кроме сюжетных линий тщательно зафиксированы на память модные шлягеры, фасоны одежды, марки автомобилей и прочий бытовой хлам повседневной жизни, истинную ценность которого понимаешь только со временем. От заката до рассвета в последнюю ночь перед началом занятий в колледже колесят по маленькому калифорнийскому городку четверо приятелей-выпускников, пытающихся в несколько часов запомнить и осмыслить приметы собственного только что закончившегося отрочества. И все это в сопровождении радиопрограммы Вольмана Джека, крутящего самые главные хиты того времени (саундтрек с песнями Чака Бэрри, Бадди Холли, Билла Хэлли, Фэтса Домино и многих других кумиров поколения стал не менее популярным, чем сам фильм).

Съемки проходили с большими трудностями, да и позже у «Американских граффити» была не самая простая судьба: поначалу фильм вообще отказывались прокатывать, сочтя, что на него никто не пойдет. Вместо этого картина без труда собрала роскошную кассу, была номинирована на пять «Оскаров» (правда, ни одного не получила, проиграв «Афере» Джорджа Роя Хилла). И стала абсолютной классикой. Большинство актеров, занятых в фильме, тоже не забылись: Ричард Дрейфус вырвался из тисков телевидения и всего через два года поймал большую рыбу в «Челюстях» Джорджа Лукаса, после чего дела у него шли весьма неплохо; Рон Ховард стал режиссером первого ряда и получил «Оскар» за «Игры разума»; ветеран Вьетнама Пол Ле Мат получил два «Золотых глобуса». А о судьбе Харрисона Форда, мелькнувшего в небольшой роли и отказывавшегося стричься ради съемок в «Граффити», и вовсе говорить не нужно. Фильм Лукаса оказался ослепительной вспышкой, этаким взрывом из прошлого, который вывел на орбиту множество знаменитостей и открыл экран для преждевременной ностальгии. До сего момента не было принято писать воспоминания о всего лишь прошлом десятилетии: с подачи Лукаса о том, «как молоды мы были», начали рассказывать люди вполне еще нестарые. А шестидесятые как культурная эпоха вернулась в виде повальной ретро-моды, щедро намазанной «Бриолином».

Примечательно, что именно сегодня -- день в день -- в кинопрокат США и Канады выходит фильм «Американская свадьба», продолжающий историю взросления героев, знакомых по двум «Американским пирогам». Скорее всего это не более чем совпадение, но совпадение показательное -- не только из-за сходства в названиях. Для нулевых годов «Пироги» тоже стали чем-то вроде лукасовских «Граффити». Правда, если герою Ричарда Дрейфуса было достаточно мимолетного взгляда незнакомки из-за автомобильного стекла и прочитанного по губам насмешливого «ай лав ю», то новоявленные пирожники требуют от своих подруг куда более весомого, грубого и зримого подтверждения взаимных симпатий. Но сквозь частокол пубертатной жеребятины и вулканически-похабных шуточек в «Пирогах» и «Свадьбе» без труда можно разглядеть искренние и вполне симпатичные чувства.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  01.08.2003
Музей Бахрушина показывает множество афиш
«Театр начинается с афиши» по веской причине: афишный фонд театрального музея насчитывает шестьсот тысяч экземпляров -- от глубокой древности (Петровский театр, 1791) до наших дней (балет «Светлый ручей», 2003). Вот и пришла пора «проследить тенденции развития афиши в столь длинный исторический период»... >>
  • //  01.08.2003
30 лет назад на экраны вышли «Американские граффити»
Как ни странно, Джордж Лукас вполне мог стать классиком, даже если бы и не снял «Звездные войны». Уже за четыре года до того, как он отправился «в далекую-предалекую галактику», Лукас снял фильм, закрепивший за ним место в голливудском зале славы на веки вечные. «Где вы были в 62-м?» -- вопрошает слоган с рекламного постера «Американских граффити», фильма, снятого менее чем за месяц, но ставшего одним из главных коммерческих хитов 70-х и вошедшего в сотню самых значительных американских кинофильмов... >>
  • //  01.08.2003
Президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение о предоставлении Министерству культуры 56 млн 433 тыс. рублей из резервного фонда на реставрацию памятников истории и культуры... >>
  • //  01.08.2003
Не очень лестным титулом «разочарование года» я награждаю Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева. Увы, весь сезон мы наблюдали скорбные метаморфозы. «Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда». Свежий ветер перемен стих, и дышим мы тяжкими болотными испарениями. Застой, господа. Самый что ни на есть застойный... >>
  • //  01.08.2003
В российский прокат выходит «Божественное вмешательство»
У организаторов Московского кинофестиваля, в рамках которого «Божественное вмешательство» впервые было показано в России, с этим фильмом возникла серьезная проблема: какую страну указывать в каталоге? В Канне, где в прошлом году фильм удостоился приза жюри и награды ФИПРЕССИ, картина фигурировала как копродукция Франции и Палестины, да и сам режиссер -- палестинец. Но нет такого государства -- Палестина... Страна, впрочем, такая существует, и она была указана, но странное чувство фантомности происходящего осталось... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика