N°120
04 июля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  04.07.2003
Откуда есть пошла цветная фильма
В Музее архитектуры выставили работы царского фотографа

версия для печати
В главном здании Музея архитектуры по адресу Воздвиженка, 5 открылась выставка, переехавшая в Москву из Русского музея в Санкт-Петербурге, где она была частью юбилейных торжеств и входила в официальную программу президентов России и США. Выставка эта называется «Чудеса фотографии» и представляет наследие изобретателя цветной фотографии Сергея Прокудина-Горского из собрания Библиотеки конгресса США.

Библиотека конгресса США хранит архив из 1900 тройных цветоделенных негативов Прокудина-Горского. Название «Чудеса фотографии» произошло от названия последней выставки фотографа в России в марте 1918 года. На этой выставке, открытой в Николаевском зале Зимнего дворца, были представлены фотографии Прокудина-Горского, сделанные им во время путешествий по Российской империи. Путешествия совершались с благословения императора Николая II до первой мировой войны. В период с 1909 по 1915 год фотограф объездил 11 регионов империи, перемещаясь в специально оборудованном железнодорожном вагоне, предоставленном ему Министерством путей сообщения. Целью Прокудина-Горского было фотодокументировать Российскую империю с помощью «оптических цветных проекций». Его фотолетопись делится на главы: 1) города, архитектура, религиозные святыни; 2) этнос; 3) транспорт и достижения инженерии; 4) экономическая жизнь империи (работа ремесленников, рабочих и крестьян). Так, фотограф сохранил для нас во всех подробностях и даже во всех красках империю времен последнего ее царя.

Прокудин-Горский был по духу просветителем и использовал свои фотодокументы в качестве «слайд-шоу» к образовательным лекциям по истории России. В те времена его лекции были чем-то вроде современных киносеансов в супернавороченном кинотеатре IMAX. Ведь цветные фотографии ничего общего не имеют с распространенными в то время черно-белыми отпечатками с добавлением цвета. Используя светофильтры, Прокудин-Горский раскладывал изображение на три основные части спектра: красный, синий, зеленый. Его фотоаппарат экспонировал одну продолговатую стеклянную пластинку три раза в быстрой последовательности через эти три цветных фильтра. Потом Прокудин-Горский печатал стеклянные диапозитивы и проецировал их через волшебный фонарь собственной конструкции. Волшебный фонарь Прокудина -- это три проектора, поставленных друг на друга. Изображения проецировались через три линзы и совмещались в одной точке на экране. Вот вам и начало цветного кино и цветной фотопечати.

После отъезда фотографа за границу (1919) негативы кочевали в чемоданах семьи Прокудина-Горского по странам Европы. В 1944 году фотограф скончался в Париже, а в 1948 году коллекцию Прокудина-Горского его сыновья и дочь продали Библиотеке конгресса США. Там она и лежала до начала 90-х. Цифровые технологии последних лет помогли реанимировать уникальные картинки волшебного фонаря. Подлинные пластинки Прокудина-Горского сканировались при очень высоком разрешении и разделялись на три цифровых файла: красный, зеленый и синий. Эти файлы насаживались один на другой, совмещались, корректировались. С новых файлов печатались фотографии. Теперь благодаря Библиотеке конгресса США, посольству США в РФ и Институту «Открытое общество» цветной фотофильм Прокудина-Горского о России можно наблюдать в Москве во всех колористических нюансах.

В Москве американская экспозиция дополнена выставкой-анонсом нового проекта российских университетов, объединенных в ассоциацию «Интернет-Социум», которые демонстрируют первые результаты применения отечественного метода сложения трех черно-белых картинок в одну цветную -- пока только на примере работ Ярославского государственного университета. Российский метод дает еще более эффектные результаты: фотографии получаются отличные и очень большого размера -- метр на метр.
Сергей ВАЛЕРЬЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  04.07.2003
Звезды заморского джаза выступили в «Ле Клубе»
Московский джазовый «Ле Клуб» под завершение сезона сделал довольно симпатичный и неслабый ход, организовав серию концертов звезд афро-кубинского джаза. Три дня в «Ле Клубе» играли пианист Гонсало Рубалькаба со своим трио и саксофонист Давид Санчес... >>
  • //  04.07.2003
Когда моя дочь была маленькой, мы часто ходили в театр, и мне даже казалось, что ей нравилось. А лет в восемь-девять посмотреть очередную сказку вдруг отказалась решительно и бесповоротно: «Не хочу - в театре всегда кричат». По большому счету она была права. Пришлось отстать, а спустя несколько лет начать воспитывать доверие к театру заново - уже хорошими взрослыми спектакли. Надо сказать, у многих детей страх перед пожилыми принцессами и визгливыми кикиморами остается навсегда. Став взрослыми, они попадают на коммерческие спектакли -- эстетические продолжения сказок про истеричек-принцесс и кривляющихся кикимор, и остаются убеждены, что настоящий театр именно таков и есть... >>
  • //  04.07.2003
В Музее архитектуры выставили работы царского фотографа
В главном здании Музея архитектуры по адресу Воздвиженка, 5 открылась выставка, переехавшая в Москву из Русского музея в Санкт-Петербурге, где она была частью юбилейных торжеств и входила в официальную программу президентов России и США. Выставка эта называется «Чудеса фотографии» и представляет наследие изобретателя цветной фотографии Сергея Прокудина-Горского из собрания Библиотеки конгресса США... >>
  • //  04.07.2003
В новгородском Арсенале открылся Центр современного искусства
Небольшое сокращение военной территории в пользу культурной успешно прошло в Нижнем Новгороде. Процесс передачи здания кремлевского Арсенала Министерством обороны Министерству культуры занял всего каких-то девять лет и завершился в минувший вторник. Награда -- ключи от роскошного здания, построенного в позапрошлом веке Николаем I, словно нарочно для размещения искусства века нынешнего, -- нашла героев, чрезвычайно энергичных, талантливых, в меру энтузиастических и совершенно неумеренно влюбленных в современное искусство руководителей центра Анну Гор и Любовь Сапрыкину еще в марте... >>
  • //  04.07.2003
Не вся публика сумела выдержать часовой спектакль театра «Но»
Первый японский сезон в России, что начался в мае гастролью труппы, исполнявшей ритуальные танцы ("Хаячинэ-такэ-Кагура"; >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика