|
|
N°120, 04 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Откуда есть пошла цветная фильма
В Музее архитектуры выставили работы царского фотографа
В главном здании Музея архитектуры по адресу Воздвиженка, 5 открылась выставка, переехавшая в Москву из Русского музея в Санкт-Петербурге, где она была частью юбилейных торжеств и входила в официальную программу президентов России и США. Выставка эта называется «Чудеса фотографии» и представляет наследие изобретателя цветной фотографии Сергея Прокудина-Горского из собрания Библиотеки конгресса США.
Библиотека конгресса США хранит архив из 1900 тройных цветоделенных негативов Прокудина-Горского. Название «Чудеса фотографии» произошло от названия последней выставки фотографа в России в марте 1918 года. На этой выставке, открытой в Николаевском зале Зимнего дворца, были представлены фотографии Прокудина-Горского, сделанные им во время путешествий по Российской империи. Путешествия совершались с благословения императора Николая II до первой мировой войны. В период с 1909 по 1915 год фотограф объездил 11 регионов империи, перемещаясь в специально оборудованном железнодорожном вагоне, предоставленном ему Министерством путей сообщения. Целью Прокудина-Горского было фотодокументировать Российскую империю с помощью «оптических цветных проекций». Его фотолетопись делится на главы: 1) города, архитектура, религиозные святыни; 2) этнос; 3) транспорт и достижения инженерии; 4) экономическая жизнь империи (работа ремесленников, рабочих и крестьян). Так, фотограф сохранил для нас во всех подробностях и даже во всех красках империю времен последнего ее царя.
Прокудин-Горский был по духу просветителем и использовал свои фотодокументы в качестве «слайд-шоу» к образовательным лекциям по истории России. В те времена его лекции были чем-то вроде современных киносеансов в супернавороченном кинотеатре IMAX. Ведь цветные фотографии ничего общего не имеют с распространенными в то время черно-белыми отпечатками с добавлением цвета. Используя светофильтры, Прокудин-Горский раскладывал изображение на три основные части спектра: красный, синий, зеленый. Его фотоаппарат экспонировал одну продолговатую стеклянную пластинку три раза в быстрой последовательности через эти три цветных фильтра. Потом Прокудин-Горский печатал стеклянные диапозитивы и проецировал их через волшебный фонарь собственной конструкции. Волшебный фонарь Прокудина -- это три проектора, поставленных друг на друга. Изображения проецировались через три линзы и совмещались в одной точке на экране. Вот вам и начало цветного кино и цветной фотопечати.
После отъезда фотографа за границу (1919) негативы кочевали в чемоданах семьи Прокудина-Горского по странам Европы. В 1944 году фотограф скончался в Париже, а в 1948 году коллекцию Прокудина-Горского его сыновья и дочь продали Библиотеке конгресса США. Там она и лежала до начала 90-х. Цифровые технологии последних лет помогли реанимировать уникальные картинки волшебного фонаря. Подлинные пластинки Прокудина-Горского сканировались при очень высоком разрешении и разделялись на три цифровых файла: красный, зеленый и синий. Эти файлы насаживались один на другой, совмещались, корректировались. С новых файлов печатались фотографии. Теперь благодаря Библиотеке конгресса США, посольству США в РФ и Институту «Открытое общество» цветной фотофильм Прокудина-Горского о России можно наблюдать в Москве во всех колористических нюансах.
В Москве американская экспозиция дополнена выставкой-анонсом нового проекта российских университетов, объединенных в ассоциацию «Интернет-Социум», которые демонстрируют первые результаты применения отечественного метода сложения трех черно-белых картинок в одну цветную -- пока только на примере работ Ярославского государственного университета. Российский метод дает еще более эффектные результаты: фотографии получаются отличные и очень большого размера -- метр на метр.
Сергей ВАЛЕРЬЕВ