N°108 18 июня 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Итальянский детектив В России стало больше икон
В апреле 2001 года в итальянском городе Комо задержали трейлер, набитый русскими иконами. Более 700 икон XVII--XIX в прекрасном состоянии пытались незаконно ввезти в Италию. Упорная работа итальянских и российских силовых и культурных ведомств увенчалась успехом не сразу. Потребовалось немало времени, чтобы установить, а затем подтвердить происхождение икон и начать процесс их возвращения на родину. Вчера в Министерстве культуры Российской Федерации в присутствии российских и итальянских участников детективной истории очередная партия возвращенных икон была торжественно передана Музею истории города Москвы, Орловскому областному краеведческому музею, Музею-заповеднику И.С. Тургенева, Русской старообрядческой церкви и храму Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Римско-католической церкви. Передача икон Русской православной церкви отложена в связи с болезнью патриарха.
Представленные на небольшой выставке в Министерстве культуры иконы не потрясали своим качеством. Рядовая, совершенно не музейного уровня, массовая продукция позапрошлого века. Но эксперты обращали внимание не на уникальность и высокую ценность отдельных предметов, а на замечательный факт: иконы возвращаются исключительно в соответствии с нормами международного права -- Конвенцией ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, от 14 ноября 1970 года. Несмотря на многочисленные конференции, договоренности и «меры, принимаемые на международном уровне», случаи возвращения (реституции) культурных ценностей на основании только незаконного вывоза очень редки. Ведь в этом случае произведение искусства возвращается не конкретному владельцу, а стране, государству. Право собственности в этом случае признается за страной происхождения. Отработка этого нового для международного сообщества процесса в данном случае важнее, чем относительно незначительная стоимость переданных икон. На пресс-конференции, посвященной торжественному событию, Министр культуры Михаил Швыдкой сравнил своих российских и итальянских коллег с героями детективного сериала «Спрут». Видимо, не только потому, что выглядели присутствующие итальянские генералы Винченцо Бассо и Уго Дзоттин, командующие Специальным подразделениями Финансовой гвардии Италии и Подразделением по охране культурного достояния, почти так же эффектно, как кинозвезды. Многомиллиардные обороты нелегального рынка культурных ценностей давно уже сравнивают с нелегальным оборотом наркотиков. Одно из подтверждений тому -- сотни задержанных только в Италии икон (ведь случай в Комо не единичный), приведенных в «товарный вид» недешевой реставрацией. Попытки противостоять этому процессу особенно активизировались в последние годы (своего рода катализатором стала культурная катастрофа в Афганистане и Ираке). И, по словам Михаила Швыдкого, «благодаря новым позициям России в мире», считавшиеся исключительно этическими нормы постепенно принимают юридическую форму и медленно входят в практику международных отношений. Россия и Италия оказались первопроходцами. Не в последнюю очередь благодаря доброй воле итальянского правительства. Бочка меда российско-итальянского процесса не помогла министру забыть о печальном. В его горьком замечании о том, что требуемые итальянским законодательством доказательства принадлежности вещей России гораздо скромнее, чем те, что требует наша прокуратура, и «полностью соответствуют международной практике», чувствовались отголоски наболевшей проблемы -- бесконечно тянущихся и бесплодных реституционных тяжб.
Неожиданным фаворитом российского конкурса под занавес фестиваля стал фильм Геннадия Сидорова «Старухи». Именно этот фильм большинством голосов выбрала гильдия кинокритиков в качестве лучшего. Его же отметило жюри ФИПРЕССИ. Основное жюри рассматривало его среди основных претендентов на главный приз. И это был единственный фильм программы, который его горячие поклонники рекомендовали своим знакомым посмотреть при повторном показе на площади... >>
Вчера поздно вечером в Сочи стали известны результаты XIV Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр». Как и предвидел наш обозреватель, >>
Голливуд простился с Грегори Пеком Больше трех тысяч человек -- родственников, друзей, коллег и поклонников -- пришло проводить в последний путь знаменитого актера Грегори Пека, скончавшегося в прошлый четверг у себя дома в Лос-Анджелесе на 88-м году. Среди знаменитостей, пришедших отдать долг памяти великому актеру, были Харрисон Форд, Гарри Беллафонте, Анжелика Хьюстон, Лорен Бэколл и Майкл Джексон. Вел церемонию давний друг Пека, актер Брок Питерс, который играл с Пеком в одном из самых известных и признанных его фильмов -- «Убить пересмешника» Роберта Маллигана. Роль Аттикуса Финча принесла Пеку в 1962 году его первый (после четырех номинаций) и единственный «Оскар» за лучшую мужскую роль... >>
В России стало больше икон В апреле 2001 года в итальянском городе Комо задержали трейлер, набитый русскими иконами. Более 700 икон XVII--XIX в прекрасном состоянии пытались незаконно ввезти в Италию. Упорная работа итальянских и российских силовых и культурных ведомств увенчалась успехом не сразу. Потребовалось немало времени, чтобы установить, а затем подтвердить происхождение икон и начать процесс их возвращения на родину. Вчера в Министерстве культуры Российской Федерации в присутствии российских и итальянских участников детективной истории очередная партия возвращенных икон была торжественно передана Музею истории города Москвы, Орловскому областному краеведческому музею, Музею-заповеднику И.С. Тургенева, Русской старообрядческой церкви и храму Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Римско-католической церкви. Передача икон Русской православной церкви отложена в связи с болезнью патриарха... >>
«Вальс белых орхидей» разогнал публику Вроде бы тридцатые. Вроде бы Париж. На фонограмме -- скрежетание Равеля, шипение радио, меняющего Жака Бреля на «Лили Марлен», ну и голосок Адольфа пробивается, конечно. Либретто -- «по мотивам произведений Эриха Марии Ремарка» (без уточнений; видимо, имеются в виду все произведения сразу) -- хореограф написал сам. Зовут хореографа Константин Уральский, за фамилией в скобочках стоят три буковки «США», что означает постановки в балете Айовы. Учившийся в московском балетном училище и затем в ГИТИСе человек при громадном дефиците хореографов в России применения на родине себе не нашел. Нынешняя премьера в Русском камерном балете «Москва» -- «Вальс белых орхидей» -- объяснила, почему... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|