|
|
N°108, 18 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Итальянский детектив
В России стало больше икон
В апреле 2001 года в итальянском городе Комо задержали трейлер, набитый русскими иконами. Более 700 икон XVII--XIX в прекрасном состоянии пытались незаконно ввезти в Италию. Упорная работа итальянских и российских силовых и культурных ведомств увенчалась успехом не сразу. Потребовалось немало времени, чтобы установить, а затем подтвердить происхождение икон и начать процесс их возвращения на родину. Вчера в Министерстве культуры Российской Федерации в присутствии российских и итальянских участников детективной истории очередная партия возвращенных икон была торжественно передана Музею истории города Москвы, Орловскому областному краеведческому музею, Музею-заповеднику И.С. Тургенева, Русской старообрядческой церкви и храму Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Римско-католической церкви. Передача икон Русской православной церкви отложена в связи с болезнью патриарха.
Представленные на небольшой выставке в Министерстве культуры иконы не потрясали своим качеством. Рядовая, совершенно не музейного уровня, массовая продукция позапрошлого века. Но эксперты обращали внимание не на уникальность и высокую ценность отдельных предметов, а на замечательный факт: иконы возвращаются исключительно в соответствии с нормами международного права -- Конвенцией ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, от 14 ноября 1970 года. Несмотря на многочисленные конференции, договоренности и «меры, принимаемые на международном уровне», случаи возвращения (реституции) культурных ценностей на основании только незаконного вывоза очень редки. Ведь в этом случае произведение искусства возвращается не конкретному владельцу, а стране, государству. Право собственности в этом случае признается за страной происхождения. Отработка этого нового для международного сообщества процесса в данном случае важнее, чем относительно незначительная стоимость переданных икон.
На пресс-конференции, посвященной торжественному событию, Министр культуры Михаил Швыдкой сравнил своих российских и итальянских коллег с героями детективного сериала «Спрут». Видимо, не только потому, что выглядели присутствующие итальянские генералы Винченцо Бассо и Уго Дзоттин, командующие Специальным подразделениями Финансовой гвардии Италии и Подразделением по охране культурного достояния, почти так же эффектно, как кинозвезды. Многомиллиардные обороты нелегального рынка культурных ценностей давно уже сравнивают с нелегальным оборотом наркотиков. Одно из подтверждений тому -- сотни задержанных только в Италии икон (ведь случай в Комо не единичный), приведенных в «товарный вид» недешевой реставрацией. Попытки противостоять этому процессу особенно активизировались в последние годы (своего рода катализатором стала культурная катастрофа в Афганистане и Ираке). И, по словам Михаила Швыдкого, «благодаря новым позициям России в мире», считавшиеся исключительно этическими нормы постепенно принимают юридическую форму и медленно входят в практику международных отношений.
Россия и Италия оказались первопроходцами. Не в последнюю очередь благодаря доброй воле итальянского правительства. Бочка меда российско-итальянского процесса не помогла министру забыть о печальном. В его горьком замечании о том, что требуемые итальянским законодательством доказательства принадлежности вещей России гораздо скромнее, чем те, что требует наша прокуратура, и «полностью соответствуют международной практике», чувствовались отголоски наболевшей проблемы -- бесконечно тянущихся и бесплодных реституционных тяжб.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ