N°100
04 июня 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  04.06.2003
«Книга теней» и четыре товарища
5 июня в «35 ММ» -- премьера французского фильма ужасов

версия для печати
Французский режиссер Эрик Валетт улыбчив, молод, современен. Носит очки в крупной оправе, бреет голову. Его первый полнометражный фильм «Книга теней» получился похожим на своего автора: такой же модный, веселый, экстравагантный.

Четверо заключенных: президент корпорации, транссексуал, его умственно отсталый любовник и пожилой интеллигент -- находят за булыжником тюремной стены дневник, написанный неким Данвером в начале прошлого века. В дневнике обнаруживаются магические заклинания: возможно, они помогут сбежать из камеры. Однако первые опыты черной магии оказываются опасными. Между заключенными возникает конфликт: читать дневник дальше или нет?

И вот полтора часа зритель наблюдает за взаимоотношениями довольно карикатурных героев. Впрочем, у всех персонажей есть реальные прототипы. Перед съемками сценаристы «Книги теней» общались с тюремным охранником и читали специальную литературу. Транссексуал, не завершивший операцию по смене пола, помешанный заключенный, ампутировавший себе пальцы, другой помешанный, глотавший все, что попадалось на глаза, -- все это действительно имело место в тюремной жизни.

Все сцены «Книги теней» (за исключением первой и последней) разыгрываются в тесной камере при тусклом освещении. Однако скучать не приходится: благодаря магии и спецэффектам воспламеняются магические надписи, что-то взрывается, во сне один из героев повторяет некое заклинание, встает с нар и подходит к стене, которая сжирает его пальцы. В общем, перед нами фильм ужасов, который способен напугать разве что ребенка, а всех остальных зрителей такое кино скорее развеселит (или, наоборот, опечалит -- зависит от склада ума).

Вероятно, несерьезный подход к жанру объясняется особенностями национального характера. Французы редко снимают фильмы ужасов. Им незнаком страх американцев перед инопланетянами, акулами и научными открытиями, способными превратить человека в огромную муху. В отличие от англичан и японцев французы не боятся призраков и привидений. Но во французском кино время от времени появляется страсть к волшебству.

В начале двадцатого века чудеса случались в короткометражках Мельеса, а совсем недавно магию в действии можно было наблюдать в «Астериксе и Обеликсе». И почти всегда волшебство у французов мягкое, детское, бескровное.

Однако в «Книге теней» крови льется много, и иногда это вызывает отвращение. Но таков, видимо, творческий почерк Эрика Валетта: мерзкое он превращает в забавное. Ужасно мерзок умственно отсталый герой по имени Маргаритка. У него нет и толики того обаяния, которым были наделены незабываемые сумасшедшие из «Полета над гнездом кукушки». Маргаритка глупо смеется, постоянно кривляется, ест все, что попадается под руку: тюремных тараканов, дневник Данвера (вспоминается жуткая сцена из фильма Питера Гринуэя «Повар, вор, его жена и ее любовник», в которой одного из заглавных героев заставили есть книги из собственной обширной библиотеки). Когда примерно в середине фильма малосимпатичный персонаж погибает, зритель вздыхает с облегчением. Не придется больше смотреть на его причуды.

Вообще все события в «Книге теней», в том числе и смерть героев, происходят вовремя. Сценарий выстроен прекрасно -- чувствуется опытная рука. Режиссер фильма и оба сценариста какое-то время сотрудничали в популярной французской телепередаче «Куклы». Телевидение, видимо, и научило их умело использовать вложенные деньги. Для фильма с бюджетом в миллион евро «Книга теней» -- относительный успех.
Сергей ТОКАРЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  04.06.2003
Новые русские художники чувствуют себя в Германии как дома
Когда подошел к концу торжественный прием, устроенный магистратом Дюссельдорфа по случаю открытия выставки современных российских художников, и над рейнским городом сгустились сумерки, когда спала дневная тридцатиградусная жара и повеяло ночной прохладой, когда приветливо и уютно засветились огоньки кафе и пабов, тогда на площади перед дюссельдорфским Кунстхалле можно было наблюдать странную чарующую картину... Изящнейшая дама в черном балетном платьице и в туфельках на высоких каблучках грациозно вальсировала с преклонных лет денди в белоснежном костюме, серебряном галстуке и золотым лорнетом на груди. Над головой у пары почему-то был раскрыт серебряный зонтик. Можно подумать, что снимался фильм из жизни артистической богемы начала прошлого века. Fin de siecle. Курорты. Модницы и модники. Огни кафе. Ананасы в шампанском. Легкий флирт. Стихи. Цветы. Шелест платьев и аромат духов. Но стоп. Присмотримся к вальсирующим внимательнее... >>
  • //  04.06.2003
Киностудия «Союзмультфильм» продолжает бороться за свою коллекцию
Директор «Союзмультфильма» Эрнст Рахимов и примкнувший к нему писатель Эдуард Успенский собрали журналистов для того, чтобы объяснить общественности позицию студии в тяжбе с американской компанией Film by Jove. На 27 мая было назначено заседание арбитражного суда Москвы для рассмотрения искового заявления, поданного ФГУП «Союзмультфильм». В нем студия оспаривает законность сделки, заключенной в 1992 году студией с компанией Film by Jove, по которой ответчик получал исключительные права на мировой прокат фильмов, произведенных киностудией до 1991 года. Представители ответчика на заседание не пришли... >>
  • //  04.06.2003
5 июня в «35 ММ» -- премьера французского фильма ужасов
Французский режиссер Эрик Валетт улыбчив, молод, современен. Носит очки в крупной оправе, бреет голову. Его первый полнометражный фильм «Книга теней» получился похожим на своего автора: такой же модный, веселый, экстравагантный... >>
  • //  04.06.2003
Подпись к фильму: Бывает и так: все действие фильма разворачивается в темной, тесной тоскливой камере, а скучать не >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика