|
|
N°100, 04 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Книга теней» и четыре товарища
5 июня в «35 ММ» -- премьера французского фильма ужасов
Французский режиссер Эрик Валетт улыбчив, молод, современен. Носит очки в крупной оправе, бреет голову. Его первый полнометражный фильм «Книга теней» получился похожим на своего автора: такой же модный, веселый, экстравагантный.
Четверо заключенных: президент корпорации, транссексуал, его умственно отсталый любовник и пожилой интеллигент -- находят за булыжником тюремной стены дневник, написанный неким Данвером в начале прошлого века. В дневнике обнаруживаются магические заклинания: возможно, они помогут сбежать из камеры. Однако первые опыты черной магии оказываются опасными. Между заключенными возникает конфликт: читать дневник дальше или нет?
И вот полтора часа зритель наблюдает за взаимоотношениями довольно карикатурных героев. Впрочем, у всех персонажей есть реальные прототипы. Перед съемками сценаристы «Книги теней» общались с тюремным охранником и читали специальную литературу. Транссексуал, не завершивший операцию по смене пола, помешанный заключенный, ампутировавший себе пальцы, другой помешанный, глотавший все, что попадалось на глаза, -- все это действительно имело место в тюремной жизни.
Все сцены «Книги теней» (за исключением первой и последней) разыгрываются в тесной камере при тусклом освещении. Однако скучать не приходится: благодаря магии и спецэффектам воспламеняются магические надписи, что-то взрывается, во сне один из героев повторяет некое заклинание, встает с нар и подходит к стене, которая сжирает его пальцы. В общем, перед нами фильм ужасов, который способен напугать разве что ребенка, а всех остальных зрителей такое кино скорее развеселит (или, наоборот, опечалит -- зависит от склада ума).
Вероятно, несерьезный подход к жанру объясняется особенностями национального характера. Французы редко снимают фильмы ужасов. Им незнаком страх американцев перед инопланетянами, акулами и научными открытиями, способными превратить человека в огромную муху. В отличие от англичан и японцев французы не боятся призраков и привидений. Но во французском кино время от времени появляется страсть к волшебству.
В начале двадцатого века чудеса случались в короткометражках Мельеса, а совсем недавно магию в действии можно было наблюдать в «Астериксе и Обеликсе». И почти всегда волшебство у французов мягкое, детское, бескровное.
Однако в «Книге теней» крови льется много, и иногда это вызывает отвращение. Но таков, видимо, творческий почерк Эрика Валетта: мерзкое он превращает в забавное. Ужасно мерзок умственно отсталый герой по имени Маргаритка. У него нет и толики того обаяния, которым были наделены незабываемые сумасшедшие из «Полета над гнездом кукушки». Маргаритка глупо смеется, постоянно кривляется, ест все, что попадается под руку: тюремных тараканов, дневник Данвера (вспоминается жуткая сцена из фильма Питера Гринуэя «Повар, вор, его жена и ее любовник», в которой одного из заглавных героев заставили есть книги из собственной обширной библиотеки). Когда примерно в середине фильма малосимпатичный персонаж погибает, зритель вздыхает с облегчением. Не придется больше смотреть на его причуды.
Вообще все события в «Книге теней», в том числе и смерть героев, происходят вовремя. Сценарий выстроен прекрасно -- чувствуется опытная рука. Режиссер фильма и оба сценариста какое-то время сотрудничали в популярной французской телепередаче «Куклы». Телевидение, видимо, и научило их умело использовать вложенные деньги. Для фильма с бюджетом в миллион евро «Книга теней» -- относительный успех.
Сергей ТОКАРЕВ