N°86
17 мая 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 АФИША
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  17.05.2002
Танго Электроников
В Большом зале Консерватории выступил новый музыкальный инструмент

версия для печати
Формально главной героиней вечера была электронная виолончель Silent Electric Cello от «Ямахи». В качестве события подавалась ее премьера, а не игра Давида Герингаса. (Десятилетия назад он входил в круг самых просвещенных советских исполнителей -- с блестящей русской школой и европеизмом взглядов. Теперь приезжает с концертами в Россию нечасто.) И не новая музыка совершенно неизвестного здесь и крайне популярного на Западе композитора Эркки-Свена Тююра. Не замыслы и манеры дирижера Гинтараса Ринкявичуса и не класс Российского национального оркестра.

Виолончель, характерно крякнув штекером, воткнутым в ее прозрачное технологичное тело, продефилировала ухоженной моделью через недлинное первое отделение концерта. Публика приняла ее благосклонно. И в строгом, абстрактно-философичном Концерте для электронной виолончели с оркестром Эркки-Свена Тююра, и в томной, непременно и всегда очаровательной музыке Астора Пьяццолы. Затем виолончель удалилась. Вторую симфонию Рахманинова, озвученную РНО с Ринкявичусом, прослушало чуть больше половины публики. А жаль, она была сыграна вдохновенно: дирижер задрапировал ее крупными, мягкими складками дышащей фразировки и волнообразных кульминаций. Такого большого, светлого и печального звука струнных в БЗК давно не слышали. Струнники РНО явно брали реванш у разрекламированной соперницы.

Надо сказать, в руках аристократичного мастера Герингаса она вела себя корректно. Почти ничем не нарушая эстетического академизма ситуации. Часть публики так и ушла домой в заблуждении: анонсы почему-то рассказывали, что электровиолончель придумана только что и специально для Герингаса.

Меж тем история электронных инструментов насчитывает больше трех десятилетий, правда до 90-х инструментарий в основном позировал перед неакадемическими аудиториями (часто вполне искушенными). С тех пор как электронные инструменты вторглись на пограничные с академической практикой территории и принялись заигрывать с классикой, в каталоге «Ямахи» поселилось по нескольку моделей электронных скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов. Одни более «попсовые», другие, как Silent electric cello, ориентированы на академических музыкантов.

Профессионалы утверждают, что одно из лучших свойств инструмента -- служить хорошим тренажером. Он на несколько порядков дешевле акустического (около двух с половиной тысяч долларов), легче, а на ощупь -- как настоящий. Если подсоединить наушники, соседи наконец забудут про ваши гаммы и, может быть, перестанут подбрасывать под дверь дохлую кошку/живую мышку.

Между тем в концерте виолончель работала отнюдь не тренажером -- отвечала за неповторимость качества. Да, коли партитура предусматривает управление звучанием через пульт, то могут выстраиваться новые акустические образы. Но Герингас играл «в колонки». И если в партитуре Тююра некая игра «усиленного» сольного и естественного оркестрового тембров была слышна, заметен «электроакустический» профиль конструкции, то «усиленный» Пьяццола ничем не отличался от себя же акустического. Разве чуть громче. Эстетство танго и милонг Пьяццолы и способность Герингаса отдаваться их томительной утонченности пришлось дослушивать сквозь акцентированную колонками эстрадность.

По мнению Давида Герингаса, ценность инструмента -- в неортодоксальных звуковых возможностях: «Это обычный инструмент, исполнитель играет на нем, как на обычной виолончели. Но для новых композиторов, создающих новый репертуар, -- это способ играть тембрами, находить непривычные звуковые качества, конструировать из них музыку».
Юлия БЕДЕРОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  17.05.2002
Второй эпизод «Звездных войн» на московских экранах
О том, чтобы второй эпизод «Звездных войн» хотя бы минимально приблизился по настроению, пафосу и мощи к оригинальным (четвертой, пятой и шестой) частям саги, не мечтал, пожалуй, ни один здравомыслящий фанат. Уже по эпизоду первому, «Призрачной угрозе», было понятно, что в старые мехи Джордж Лукас влил никак не вино, а пепси-колу, вдобавок еще и выдохшуюся. Один из величайших кинематографических мифов последнего тридцатилетия на глазах превратился в голографический фантом: объем вроде бы присутствует, но если заглянуть по другую сторону экрана, не увидишь ничего, кроме пустоты. Со следующей серией, начавшей свой заведомо триумфальный марш-бросок по экранам мира, дело обстоит еще хуже... >>
  • //  17.05.2002
«Рекорды»-2001 нашли своих хозяев
В 1998 году информационное агентство «Интермедиа» и Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) при поддержке Министерства культуры учредили премию за наиболее продаваемые на территории России музыкальные релизы, компакт-диски и аудиокассеты. «Рекорд» вручается на основании объема продаж легальной продукции (о механизме подсчета газета «Время новостей» рассказывала 16 мая). Премия для индустрии, значит, о художественных достижениях речи нет. Ну и ладно, зато узнаем, за кого соотечественники голосуют рублем... >>
  • //  17.05.2002
В Большом зале Консерватории выступил новый музыкальный инструмент
Формально главной героиней вечера была электронная виолончель Silent Electric Cello от «Ямахи». В качестве события подавалась ее премьера, а не игра Давида Герингаса. (Десятилетия назад он входил в круг самых просвещенных советских исполнителей -- с блестящей русской школой и европеизмом взглядов. Теперь приезжает с концертами в Россию нечасто.) И не новая музыка совершенно неизвестного здесь и крайне популярного на Западе композитора Эркки-Свена Тююра. Не замыслы и манеры дирижера Гинтараса Ринкявичуса и не класс Российского национального оркестра... >>
  • //  17.05.2002
В Москве на 89-м году жизни скончалась звезда советского кино Татьяна Окуневская, чью биографию можно назвать энциклопедией советской жизни. Она была дочерью царского офицера, вполне лояльного к новой власти, что в дальнейшем не спасло семью от арестов... >>
  • //  17.05.2002
На Фотобиеннале приехала «сама фотография»
В рамках московского Фотобиеннале открылась последняя выставка -- фотографии легендарного японского мастера Нобуеси Араки. В Японии он считается революционером -- первым начал снимать ню. В Стране восходящего солнца, где даже в пунктах проявки действует цензура, это было смелостью. Первая выставка прошла в 1965 году, и с тех пор известность Араки растет как снежный ком. Мастер считает день прожитым зря, если не было отснято по крайней мере две-три пленки. Снятые им сюжеты и объекты сосчитать просто невозможно... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика