N°58
03 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  03.04.2002
Школу нужно искать не частную, а хорошую
версия для печати
Я был и остаюсь ярым сторонником того, что надо всячески поддерживать стремление родителей оплачивать образование своих детей. Потому что вклад в образование -- это символ мотивации родителей, символ того, что ценность образования в стране, несмотря на все перепады, действительно возрастает. Еще в 1992--1993 году я, будучи заместителем министра образования, готовил указ, касающийся частных школ. Речь в нем шла о том, чтобы разрешить выступать в качестве учредителей образовательных учреждений общественным организациям (например, религиозным) либо физическим лицам. Воплотить его в жизнь в полной мере не удается до сих пор. Достаточно заметить, что частное образование в нашей стране по-прежнему стыдливо называют негосударственным.

В России сейчас менее 1% частных школ. То есть всего из 70 тысяч средних образовательных учреждений где-то 500--600 частных. Процент соотношения говорит о том, насколько это явление пока малозаметное в статистическом плане. Но в образовательном плане и в возможности выбора для родителей и детей оно является уникальным. Частные школы обладают теми же правами, что и государственные. Они дают те же возможности. Но частная школа в отличие от государственной может полностью подобрать индивидуальную траекторию развития ребенка. Частная школа лишена многих ограничений и проблем. Она ориентируется на индивидуальный темп развития личности, учитывает мотивацию ребенка. Здесь в полном смысле слова дается блистательное вариативное образование. Есть в России и уникальные частные школы. Среди них лидером является Московская экономическая школа (МЭШ), которая дает помимо аттестата диплом международного бакалавриата. За последнее десятилетие мы могли наблюдать процесс селекции: многие слабые школы умерли, а сильные (по качеству, а не по финансированию, конечно) стали столь яркими, что им может позавидовать любая гимназия и даже вуз. Это нормальная конкуренция за детей. Кстати, реформа образования, или, как ее теперь называют, модернизация так или иначе еще затронет частные школы и особенно частные вузы. Потому что еще больше ужесточится критерий оценки и аттестации образовательных учреждений.

Однако сегодня важно знать, что, отдав предпочтение частной школе, надо затем сделать очень многое для того, чтобы выбрать саму эту школу. Первый вопрос, который должны задать родители, -- есть ли у нее лицензия, государственная аттестация и оценка. Если этих документов нет, то в такую школу отдавать ребенка я категорически не советую. Иначе это будет опасным экспериментом над собственными детьми. Частное образование должно быть только первой свежести. Если оно сводится только к деньгам, которые преподаватели хотят получить с родителей, то вместо образовательного процесса начинается пляска вокруг пустоты. Сегодня очень распространенным является повальное бегство детей и родителей из частных школ после первого года -- только потому, что там плохо учат. И, как следствие, государственные школы становятся заложниками некачественной подготовки в частных -- они вынуждены доучивать неподготовленных ребят. Причем особенно трудно сделать именно хорошую начальную школу, где закладывается основа для развития ребенка. Я считаю, что существующие прогимназии в государственных школах на данный момент во многих случаях превосходят частные начальные школы. Я всегда подчеркивал, что частные школы должны развиваться не вместо государственных, а вместе. Это ключевая формула.

Поэтому сегодня на месте обеспеченных родителей я бы не искал целенаправленно именно частную школу. Надо найти в первую очередь хорошую -- независимо от формы собственности. И одновременно всем вместе добиваться создания института соучредительства для государственных школ. В случае смешанного финансирования директорам не придется, стыдливо прикрывшись, просить -- дай на парту, на краску, на мел. Школа, в которой родители станут полноценными соучредителями наряду с государством, получит серьезный потенциал для развития.
Александр АСМОЛОВ -- бывший заместитель министра образования, зав кафедрой психологии личности МГУ

  НА РЫНКЕ  
  • //  03.04.2002
Самые сознательные родители Москвы уже начали готовиться к сентябрю. В столице в апреле официально началась запись детей в школы. Московский комитет образования обещает провести приемную кампанию в этом году более строго и справедливо. Как пообещала на днях руководитель МКО Любовь Кезина, с этого года категорически запрещается проводить с малышами собеседования в форме экзаменов, тестов или контрольных. Отсутствие у ребенка каких-либо навыков не является причиной для отказа при приеме в первый класс. Комитет образования уже не первый раз пытается бороться против попыток установить конкурсный прием в первые классы. Но если раньше дело ограничивалось только запретительными постановлениями, которые ситуацию по большому счету не меняли, то в этом году г-жа Кезина предлагает гражданам, чьи права будут нарушены, обращаться в специальную конфликтную комиссию, созданную при МКО... >>
  • //  03.04.2002
Я был и остаюсь ярым сторонником того, что надо всячески поддерживать стремление родителей оплачивать образование своих детей. Потому что вклад в образование -- это символ мотивации родителей, символ того, что ценность образования в стране, несмотря на все перепады, действительно возрастает. Еще в 1992--1993 году я, будучи заместителем министра образования, готовил указ, касающийся частных школ. Речь в нем шла о том, чтобы разрешить выступать в качестве учредителей образовательных учреждений общественным организациям (например, религиозным) либо физическим лицам. Воплотить его в жизнь в полной мере не удается до сих пор. Достаточно заметить, что частное образование в нашей стране по-прежнему стыдливо называют негосударственным... >>
  • //  03.04.2002
В Москве можно получить образование на любой вкус
Еще несколько лет назад родители всерьез задумывались о негосударственном образовании только тогда, когда их 18-летний сын проваливался на экзаменах в бюджетный вуз -- перспектива продолжать учебу уже после службы в армии казалась слишком мрачной. Сегодня многие папы и мамы присматриваются уже и к частным школам. И совсем по другим причинам. Психологи считают, что в период начальной школы ребенок требует к себе наиболее тонкого и индивидуального подхода. «Традиционно в начальной школе очень много разных навыков, которые необходимо освоить: чтение, счет, письмо, -- рассказывает кандидат психологических наук Софья Луцковская. -- Но в последнее десятилетие программа перегружена и многими дополнительными курсами -- логики, риторики, информатики и другими, что приводит к перегрузке, с которой способны справиться не все дети. Выбирая для ребенка школу, нужно понимать, что учиться в ней ему должно быть комфортно, он должен понять, что может учиться. Причем может без особой помощи со стороны взрослых. В начальной школе у ребенка должна быть завышенная самооценка, постоянное ощущение успеха. Ведь начинается его собственная жизнь, рабочая жизнь, в которой он должен чувствовать себя компетентным. Иначе желания учиться у него не будет»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика