|
|
N°58, 03 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Школу нужно искать не частную, а хорошую
Я был и остаюсь ярым сторонником того, что надо всячески поддерживать стремление родителей оплачивать образование своих детей. Потому что вклад в образование -- это символ мотивации родителей, символ того, что ценность образования в стране, несмотря на все перепады, действительно возрастает. Еще в 1992--1993 году я, будучи заместителем министра образования, готовил указ, касающийся частных школ. Речь в нем шла о том, чтобы разрешить выступать в качестве учредителей образовательных учреждений общественным организациям (например, религиозным) либо физическим лицам. Воплотить его в жизнь в полной мере не удается до сих пор. Достаточно заметить, что частное образование в нашей стране по-прежнему стыдливо называют негосударственным.
В России сейчас менее 1% частных школ. То есть всего из 70 тысяч средних образовательных учреждений где-то 500--600 частных. Процент соотношения говорит о том, насколько это явление пока малозаметное в статистическом плане. Но в образовательном плане и в возможности выбора для родителей и детей оно является уникальным. Частные школы обладают теми же правами, что и государственные. Они дают те же возможности. Но частная школа в отличие от государственной может полностью подобрать индивидуальную траекторию развития ребенка. Частная школа лишена многих ограничений и проблем. Она ориентируется на индивидуальный темп развития личности, учитывает мотивацию ребенка. Здесь в полном смысле слова дается блистательное вариативное образование. Есть в России и уникальные частные школы. Среди них лидером является Московская экономическая школа (МЭШ), которая дает помимо аттестата диплом международного бакалавриата. За последнее десятилетие мы могли наблюдать процесс селекции: многие слабые школы умерли, а сильные (по качеству, а не по финансированию, конечно) стали столь яркими, что им может позавидовать любая гимназия и даже вуз. Это нормальная конкуренция за детей. Кстати, реформа образования, или, как ее теперь называют, модернизация так или иначе еще затронет частные школы и особенно частные вузы. Потому что еще больше ужесточится критерий оценки и аттестации образовательных учреждений.
Однако сегодня важно знать, что, отдав предпочтение частной школе, надо затем сделать очень многое для того, чтобы выбрать саму эту школу. Первый вопрос, который должны задать родители, -- есть ли у нее лицензия, государственная аттестация и оценка. Если этих документов нет, то в такую школу отдавать ребенка я категорически не советую. Иначе это будет опасным экспериментом над собственными детьми. Частное образование должно быть только первой свежести. Если оно сводится только к деньгам, которые преподаватели хотят получить с родителей, то вместо образовательного процесса начинается пляска вокруг пустоты. Сегодня очень распространенным является повальное бегство детей и родителей из частных школ после первого года -- только потому, что там плохо учат. И, как следствие, государственные школы становятся заложниками некачественной подготовки в частных -- они вынуждены доучивать неподготовленных ребят. Причем особенно трудно сделать именно хорошую начальную школу, где закладывается основа для развития ребенка. Я считаю, что существующие прогимназии в государственных школах на данный момент во многих случаях превосходят частные начальные школы. Я всегда подчеркивал, что частные школы должны развиваться не вместо государственных, а вместе. Это ключевая формула.
Поэтому сегодня на месте обеспеченных родителей я бы не искал целенаправленно именно частную школу. Надо найти в первую очередь хорошую -- независимо от формы собственности. И одновременно всем вместе добиваться создания института соучредительства для государственных школ. В случае смешанного финансирования директорам не придется, стыдливо прикрывшись, просить -- дай на парту, на краску, на мел. Школа, в которой родители станут полноценными соучредителями наряду с государством, получит серьезный потенциал для развития.
Александр АСМОЛОВ -- бывший заместитель министра образования, зав кафедрой психологии личности МГУ