N°55 29 марта 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Респектабельная коммуналка
Перед угрозой наступающего сегодня Четвертого международного месяца фотографии в Москве («Фотобиеннале-2002») иные испытывают священный трепет, иные -- крайнее раздражение. Понять можно тех и других. Сначала аргументы тех, кто pro. Фестиваль -- уникальный, материал -- эксклюзивный, статус -- престижно европейский. Благодаря директору Московского Дома фотографии Ольге Свибловой многие неофиты научились ценить то, что раньше считали засоряющим глаза мусором: черно-белые, иногда невзрачные отпечатки с какими-то бытовыми сценками, пейзажиками, заводскими трубами. Теперь любить фотографию во всех ее жанрах и видах стало престижно -- это признак хорошего вкуса. Биеннале не дает этой любви увянуть. А вот аргументы тех, кто contra. Концепция фестиваля придумывается наспех, в угоду массмедийным стереотипам. Многие выставки притянуты к теме за уши. Отбор делается по принципу «до кучи». Обозреть все -- подвиг. Проекты разбросаны по всем концам Москвы. Количество, конечно, ошеломляет, но качество -- далеко не всегда.
Обе позиции имеют право быть. Бесспорно лишь, что начиная с сегодняшнего дня и скептик, и адепт начнут свои маленькие одиссеи по всем материкам биеннале. Один ворча, другой ликуя -- начнут как миленькие. И потому Ольга СВИБЛОВА снова триумфатор. С президентом фестиваля накануне открытия беседовал наш обозреватель Сергей ХАЧАТУРОВ. -- Экспозиционная конструкция биеннале традиционно чрезвычайно сложна. Много залов, много тем... Оправданно ли это? -- Строя биеннале, мы строим большую коммунальную квартиру. Каждый, кто зайдет туда, найдет для себя что-то интересное. Все темы рассыпаны по разным выставочным площадкам. Те, у кого хватит сил посетить все основные залы, смогут свести темы воедино. Сложить из них свой пасьянс. Думаю, это увлекательно. -- Каков состав участников? -- В этом году у нас расширилась география. Участвуют представители шестнадцати стран. Особенно приятно, что расширилось представительство регионов, прежде всего петербургского. Среди русских участников питерцы составляют едва ли не половину. -- Куда посоветуете идти прежде всего? -- Основных площадок как минимум восемь. Это Новый Манеж, где сегодня откроются зарубежные экспозиции. Они представлены парижским Национальным фондом современного искусства и Европейским домом фотографии. Сюжеты этих выставок -- пейзаж, дети и детство. В фотоцентре на Гоголевском со 2 апреля увидим наиболее радикальные русские проекты, посвященные телесности. Мы рискнули превратить в выставочный зал и торгово-пешеходный мост «Багратион». Надеюсь, не ошиблись. Он собирает народу больше, чем сама Третьяковская галерея. На мосту с 5 апреля будут развернуты и русская, и зарубежная экспозиции о детстве. Не менее важными станут вернисажи 11 апреля в самом Московском Доме фотографии, где можно увидеть классику фотожанра начала XX века. Там же, по контрасту, одни из самых эпатажных проектов -- «Татуировки» известного французского фотографа Робера Дуано и «Татуировки» хабаровского фотографа Сергея Васильева, которого мы нашли через венгерскую галерею Vintage. Васильев снимал татуировки в российских тюрьмах. Все изображения отрефлектированы фотографом в духе структурализма. Каталогизированы по типологическому принципу: религиозные сюжеты, национальные сюжеты, политические сюжеты. Показана иерархия татуировок, соответствующая социальной иерархии криминального мира. Тема «Ландшафты и тело» перетечет 12 апреля и в Большой Манеж. -- То есть лейтмотивов четвертой фотобиеннале три -- ландшафт, телесность и детство. Обоснуйте, пожалуйста, их выбор. -- Когда мы выбирали эти темы, нам казалось, что при внешнем несходстве между ними существует глубокая внутренняя связь. Тема ландшафта -- традиционная. Собственно, первая фотография была изображением природы. Человек самоопределяется в ландшафте. Было интересно проследить, как точка зрения на природу менялась во времени. Нижняя граница для нас -- пиктореальная фотография начала XX века. Россия уникальна тем, что эта пиктореальная фотография дожила до сего дня. По-видимому, это не случайно. В неофициальном русском искусстве 70-х годов боролись друг с другом соц-артовская и метафизическая тенденции. Метафизическая фотография близка метафизической живописи с одной стороны и пиктореальной фотографии -- с другой. До сих пор существует очень серьезная школа пиктореалистов (Ерин, Колосов, Титаренко), которую мы сейчас показываем в сопоставлении с выставкой самого известного русского пиктореалиста начала XX века Николая Андреева. От темы «ландшафт» неотделима тема телесности, одна из любимых современным искусством. Для фотографии телесность так же архетипична, как и ландшафт. Первый человек с камерой сначала сфотографировал пейзаж, потом -- любимую женщину. В конце XX века тема тела становится особенно актуальной в связи с потерей идентичности. Последним бастионом идентичности оставалось тело. Бастион был взят с модой на пластические операции, которые позволяют изменить нас целиком и полностью. Мы предлагаем ряд блистательных зарубежных выставок, которые по-разному интерпретируют тему телесности. Телесность может быть понята как собственно ландшафт. В чем можно убедиться, посмотрев выставки в Большом Манеже. Арно Минкиннен, преподаватель фотографии в Массачусетском университете, снимает родинки на руках и ногах. Испанец Давид Небреда -- свои ребра. Первый раз в МДФ мы показываем работы перформансистки Орлан из собрания парижского Центра Помпиду. Для каждой новой фотосессии она полосует и уродует себя пластическими операциями. Сейчас, например, ходит с рогами. Телесность может быть понята как движение. Так понимали тему российские и немецкие авангардисты, в частности Герхард Рибике. Гордость биеннале -- ретроспектива этого фотографа под названием «Обнаженная натура. 1924--1935» из собрания галереи «Бодо Ниман», Берлин. Наконец, телесность -- это память культуры. В таком плане интересен проект известной художницы Ольги Тобрелутс «Кесарь и Галилеянин». Это иллюстрации к одноименной драме Ибсена, предоставленные Норвежским музеем современного искусства. Идея: оживающие картины классического искусства показывают борьбу между христианством и античной эстетикой. Третий лейтмотив -- дети. Мне кажется, он очень здраво определен между «ландшафтом» и «телесностью». Человек рождается. Познает себя. Растет в определенном городском и природном ландшафтах. Тема «детство» интересна именно сегодня. Считаю, что такого раздрая между поколениями, как ныне, не было никогда. Тему детства мы решили представить в трех аспектах. Первый -- изменение самого понятия «детство» на протяжении XX столетия. В начале века дети рождались взрослыми. Убедиться в этом можно на примере привезенного нами из музея фотографии в Браге (Португалия) архива раритетных фотографий. Маленькие европейцы статично позируют во фраках и цилиндрах. На протяжении века сознательно отходили от «взрослой» модели детства. Постепенно складывался миф о другом детстве, периоде жизни, в котором правила игры не похожи на взрослые. Становление этого мифа мы и хотели бы проследить. Обратите внимание на проекты западных фотографов последних двадцати лет: фантомное детство виртуальных миров, законсервированное детство африканских народов, детство европейских мегаполисов. Логично, что второй аспект темы -- социальный. Что такое дети потерянные? Дети бездомные? Дети богатые? Что такое детство советское? Детство буржуазное? Интересные ответы предлагает Владимир Мишуков в проекте «На другом уровне». Это уличные фотографии, никак не срежиссированные. Потому -- пронзительно искренние. Одна из целей «детского» раздела -- разоблачить подлость российского государства по отношению к маленьким гражданам. Мы показываем страшную жизнь российских беспризорников. И параллельно мы показываем немецкие фотографии детей-даунов, в которых, несмотря ни на что, общество видит людей, достойных самой чуткой заботы и любви. Не менее интересен третий аспект -- преодоление детских комплексов. Здесь, конечно, центральной является ретроспектива Бернара Фокона. В 80-е годы Фокон придумал рядом с куклами снимать живых детей на фоне грандиозных пиротехнических шоу. Его проект можно считать кульминацией и детской темы, и биеннале в целом. Называется он «Самый счастливый день в моей юности». Это экспромт на тему «что есть фотография». Фотограф -- человек, который нажимает на кнопку, а потом отбирает из ста негативов лучшие пять. Жест художника -- выбор, а не процесс съемки. Фокон разыгрывает эту тему изящно и легко. Он отдает камеру детям разных стран. Просит запечатлеть то, что ассоциируется у них с праздником. Потом отбирает лучшие кадры. По сути, он режиссирует реальность, оставаясь ни при чем. Могу сказать, что именно проект Фокона является для меня моделью всей нашей биеннале.
Честь открытия национального театрального фестиваля предоставили знатным иностранцам Закрытие «Золотой маски» состоится 15 апреля в Государственном академическом Большом театре. Открытие состоялось 27 марта, в День театра, в Лиликанском национальном большом королевском академическом драматическом театре оперы и балета имени Гольбастро Момарено Гирдайло-Шефина, короля Лиликании, да продлятся дни его вечно. К сожалению, даже среди образованных слоев населения еще встречаются люди, плохо представляющие себе, кто такие лиликане. Специально для них поясняем... >>
Оперы Генделя на сценах Гамбурга и Ганновера Два северогерманских города связаны с Генделем самым прямым образом: в вольном Гамбурге он дебютировал в качестве оперного композитора, в соседнем Ганновере недолго служил у курфюрста, получая огромное по тем временам жалованье. Это, однако, не означает, что Генделя здесь свято чтят. Ныне в этих городах богатых барочных традиций нет -- Гамбург так и вообще долгие годы считался цитаделью современной музыки, а к старинным красотам был нечувствителен. Поэтому, ставя Генделя, здесь сильно рисковали -- нужны легкие подвижные голоса, желательны старинные инструменты и небанальная режиссура, способная сгладить несколько однообразную номерную структуру, чередование речитативов и арий... >>
В Нью-Йорке показывают русский книжный авангард В нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА) открылась выставка «Книга русского авангарда. 1910--1932». Выставка посвящена дару Фонда Юдит Ротшильд -- самому щедрому вкладу в отдел печатной графики и иллюстрированных книг музея с основания коллекции в 1940 году, когда Абби Элдрих Рокфеллер передала в его собрание более полутора тысяч томов... >>
Перед угрозой наступающего сегодня Четвертого международного месяца фотографии в Москве («Фотобиеннале-2002») иные испытывают священный трепет, иные -- крайнее раздражение. Понять можно тех и других. Обе позиции имеют право быть. Бесспорно лишь, что начиная с сегодняшнего дня и скептик, и адепт начнут свои маленькие одиссеи по всем материкам биеннале. Один ворча, другой ликуя -- начнут как миленькие. И потому Ольга СВИБЛОВА снова триумфатор. С президентом фестиваля накануне открытия беседовал наш обозреватель Сергей ХАЧАТУРОВ... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|