N°53
27 марта 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  27.03.2002
Я куплет допою
Умер Борис Сичкин

версия для печати
В минувший четверг в Нью-Йорке скончался Борис Михайлович Сичкин. Не дожив нескольких месяцев до своего восьмидесятилетия, он умер от острой сердечной недостаточности. О смерти артиста родственники сообщили прессе только вчера, уже после того, как состоялись похороны.

Вопреки сложившемуся мнению, Сичкин не был урожденным одесситом -- он родился в Киеве, с детства выучился танцевать, в молодости учился жизни в цыганском таборе и на базарных площадях, позже выступал в ансамбле песни и пляски Украины, а когда началась война, был на фронте в составе ансамбля Киевского военного округа. После войны стал знаменитым эстрадником: конферансье, чечеточником, куплетистом. Изъездил всю страну, был любим, дружил с невероятным количеством талантливых и известных людей. Снимался в кино. Позже уехал в Америку, где стал одним из ярчайших персонажей второй волны русской эмиграции и время от времени появлялся на экране -- теперь уже в голливудских фильмах. А в последнее время приезжал в Россию -- в том числе и для киносъемок -- уже на правах первостатейной приглашенной звезды. Свою жизнь Сичкин живо и остроумно описал в книге воспоминаний под сакраментальным титулом «Я из Одессы! Здрасте...»

Название мемуаров, конечно, неслучайно. Именно по этой фразе из «Неуловимых мстителей» его помнит вот уже несколько поколений. Для подавляющего большинства советских и постсоветских кинозрителей Сичкин навсегда остался Бубой Касторским -- оригинальным куплетистом, «артистом императорского театра драмы -- ха-ха-ха! -- и комедии», лукавым и добродушным трикстером, невесть откуда возникшим на притихшем от налетов бурнашей послереволюционном базаре. Вряд ли есть в истории нашего кино эпизод, способный вызвать больший восторг, нежели хореографические кульбиты Бубы во время его первого появления в «Мстителях». Это не просто удачный вставной номер, а чистое, ничем не омрачаемое счастье, сравнимое разве что с антраша Граучо Маркса в «Расписных пряниках».

Сичкин был мастером отточенного, смешного, ядреного эпизода -- достаточно вспомнить, как он играет в городки в картине «Стоянка поезда -- две минуты», переводит торжественный спич короля Бурухтании в «Неисправимом лгуне», бросается наперерез герою недавней «Бедной Саши», решившему покончить с собой, спрыгнув с моста («Ты что!... Там же детская площадка!») или изображает генсека Брежнева в «Никсоне» Оливера Стоуна. К по-настоящему большим ролям Сичкин так и не пришел -- но ему, в сущности, это было и не нужно. Он существовал в совсем другой реальности -- не той, где артист непременно мечтает покорить мир, перевернуть представление о драматическом искусстве или сыграть Гамлета (хотя Полоний из Бориса Михайловича наверняка получился бы отменный). Его стихия -- эстрадный кунштюк, эпиграмма, дробь лихого степа, наконец, актерские байки о бесконечных возлияниях и розыгрышах. Но без этого пласта история современной культуры была бы неполной. Тем более что даже в самых забубенных своих проявлениях (вроде песенок о «дубленках коричневого цвета» и анекдотах о том же Леониде Ильиче) Сичкин оставался человеком и артистом безупречно остроумным и неизменно выдерживающим стиль: «и так, как я пою, уже никто не может петь». По нынешним, да и по каким угодно другим временам -- это очень и очень немало. «Замолкают трубы, глохнут все рояли -- коль выходит Буба, то душа гуляет».
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  27.03.2002
Сегодня премьера «Именинницы»
Судя по соответствующим интернет-сайтам, охотники за русскими невестами делятся на два типа: либо это щуплые французские бухгалтеры с лысиной и просчитанным до копейки бюджетом будущей семьи, либо ошалевшие от одиночества андоррские пастухи, публикующие в Сети свои фотографии в полный рост, в плавках, на фоне овец. Английский режиссер Джез Баттеруорт добавил к этой галерее еще один тип -- робкого банковского клерка, мечтающего о настоящей любви, в исполнении Бена Чаплина, не родственника... >>
  • //  27.03.2002
Александр Ворошило, певец Большого театра, памятный советским людям по концертам, приуроченным к партийным съездам, назначен директором Московского Международного дома музыки на Красных холмах. До недавнего времени г-н Ворошило работал исполнительным директором Большого театра, однако 15 марта был освобожден от этой должности. Более того, упразднили саму должность. Согласно официальной формулировке, данное решение было принято в связи с реорганизаций структуры ГАБТа. Однако г-н Ворошило недолго сидел без работы. Теперь он переселится в хоромы на Красных холмах, возводимые на восточной стрелке острова на Москве-реке. Первая очередь центра должна быть построена и открыта к концу этого года. >>
  • //  27.03.2002
Калькуттское отделение Международного общества сознания Кришны собирается разбить сад в честь Джорджа Харрисона в городе Майапур на востоке Индии. Таким образом кришнаиты отметят вклад покойного битла в распространение индуизма с помощью музыки. Будучи по рождению католиком, Харрисон рано разочаровался в церковном христианстве, но тягу к духовной жизни сохранил. К индуизму пришел через музыку: встретил в доме у приятеля, британского актера Питера Селлерса, знаменитого индийского музыканта Рави Шанкара и стал брать у него уроки игры на ситаре. Чтобы лучше овладеть инструментом, занялся йогой. Вскоре посетил Индию -- потянуло на экзотику (махатмы мадам Блаватской, йоги, которых закапывают живьем, а они потом левитируют). Из Индии он вернулся другим человеком... >>
  • //  27.03.2002
В Москве открылся Седьмой международный фестиваль детского анимационного кино «Золотая рыбка». Он приурочен к отмечаемому в марте этого года 90-летию российской анимации. В течение весенних каникул можно будет посмотреть 130 мультфильмов более чем из 20 стран. «Золотая рыбка» -- единственный в России международный детский кинофестиваль и самый крупный детский фестиваль анимации в СНГ. Кроме основного творческого состязания, где жюри смотрит новые ленты профессиональных режиссеров, на «Золотой рыбке» проходит также конкурс картин, созданных детьми, а международное детское жюри присуждает восемь собственных призов фестиваля и около десяти специальных. Вне конкурса пройдет несколько ретроспектив творчества российских и зарубежных мастеров мультипликации, таких, как румын Йон Попеску-Гопо и наш Федор Хитрук. >>
  • //  27.03.2002
Испанский комик-скандалист Лео Басси, приезжавший в Москву во время Театральной олимпиады, начал показывать в 300-местном мадридском театре свой новый моноспекталь об атаках 11 сентября. Шоу называется «12 сентября», а объектом осмеяния становятся талибы и камикадзе, у которых, по мнению темпераментного артиста, напрочь отсутствует чувство юмора. Эпатаж -- составная часть эстетики Басси. Его уже неоднократно арестовывали за нарушение общественной нравственности, по этой же причине он «удостоился» пожизненного запрещения выступать в нью-йоркском Линкольн-центре. Зато в Москве комика встречали на ура. Сам Басси уверяет, что преисполнен уважения к жертвам трагедии и что цель его неоднозначного шоу -- преодолеть апатию и невнимание публики к проблемам терроризма. Представления Басси в мадридском театре должны идти десять недель подряд. >>
  • //  27.03.2002
Балетный худрук Большого впервые встретился со зрителями
Борис Акимов занимает главный балетный пост страны уже полтора сезона. Он был назначен в позапрошлом сентябре, но развернуть реальную работу смог лишь полгода назад, когда, во-первых, из театра ушел слегка придушивший балет Геннадий Рождественский, во-вторых, самому Акимову был выдан еще один пост: и.о. ректора Московского хореографического училища. (Много лет единолично правившую школой Софью Головкину вежливо сдвинули на должность завкафедрой.) Уход Рождественского позволил Акимову самостоятельно планировать репертуар, а совмещение должностей -- начать совершенно необходимую работу по реформированию, а также моральной и финансовой чистке школы, подчинению ее требованиям театра. С момента назначения Акимова московское объединение балетоманов старалось устроить встречу с бывшим премьером, а ныне всемирно известным педагогом. В понедельник он на эту встречу в Центральном Доме актера пришел... >>
  • //  27.03.2002
Наталия Гутман получила премию имени Шостаковича
В минувший понедельник в ГМИИ им. А.С. Пушкина Юрий Башмет в восьмой раз вручал премию имени Шостаковича, учрежденную в 1994 году его благотворительным фондом. Среди обладателей премии (ее денежное выражение -- 25 тысяч долларов) -- Гидон Кремер, Томас Квастхофф, Валерий Гергиев, Виктор Третьяков, Анне-Софи Мутер, Ольга Бородина и Ирина Антонова, награжденная в прошлом году за создание фестиваля «Декабрьские вечера». Все это личности мирового масштаба, и всех их Юрий Башмет знает лично... >>
  • //  27.03.2002
Умер Борис Сичкин
В минувший четверг в Нью-Йорке скончался Борис Михайлович Сичкин. Не дожив нескольких месяцев до своего восьмидесятилетия, он умер от острой сердечной недостаточности. О смерти артиста родственники сообщили прессе только вчера, уже после того, как состоялись похороны... >>
  • //  27.03.2002
Объекты Татьяны Хенгстлер в Гельман-галерее
Года два назад в зверевском Центре современного искусства прошла выставка «Салют-аттракцион». Идея была удачная: известных московских художников (среди них были Айдан Салахова и Сергей Шутов) попросили сотворить объекты, с которыми можно было бы играть и через игру проникать в смысл произведения. Подкачало исполнение. То ли потому, что все готовилось в краткие сроки, то ли из-за безалаберности участников качество объектов оставляло желать лучшего -- и в художественном плане, и в техническом. Проще говоря, после нескольких нажатий кнопки, поворотов рычага и так далее они ломались, а чинить произведения искусства было некому. Тем не менее концепция выставки, предполагающая обращение к сидящему в каждом зрителе ребенку, который хочет все покрутить и потрогать, была весьма продуктивной. В идеале все это должно было напоминать западные политехнические музеи, где физические и математические законы на радость посетителям иллюстрируются приборами, которые приводит в движение сам зритель... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика