N°4
14 января 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  14.01.2002
Картишки с выставки
Исторический музей и Крокин-галерея увлеклись азартными играми

версия для печати
Открывшаяся на днях в Историческом музее выставка «Пиковая дама» (карты в жизни; жизнь в картах)» является «наследницей по прямой» огромной экспозиции Русского музея «Игра и страсть». «Игра и страсть» два года назад экспонировалась в Строгановском дворце в Петербурге, а год назад -- в Центре искусств на Неглинной в Москве. Оба проекта иллюстрируют лотмановскую концепцию игры -- жажды непредсказуемого, неправильного и случайного. Игры, выводящей из автоматизма повседневности, когда, по словам Державина, логика пиры пирует,/ На карты ставят век златой,/ Судьбами смертных пунтируют.

Модель Вселенной, живущей по воле Случая, выстроить ох как не просто. И в Русском музее и в Историческом пошли по самому легкому пути. Притащили в залы старомодный театральный реквизит и сконструировали подобие вычурных оперных мизансцен. Для оформления новой выставки ГИМ пригласил Бориса Мессерера. Благодаря такому выбору пыль и нафталин нынешней сцены Большого театра мы вдохнули полной грудью. Есть и зеленое сукно, и ломберные столики, за которыми -- разряженные манекены в полумасках. Есть и дуэльные пистолеты, и колоды карт гирляндами по стенам, и смешные карточные домики на головах кукольных дам. Нет лишь никакой воли и энергии к тому, чтобы рассказать об игре как о затее страстной, конфликтной, драматичной. Чтобы, прочитав выбранные эпиграфом слова лермонтовского Казарина: «Жизнь -- банк; рок мечет, я играю,/ И правила игры я к людям применяю», посетитель воображал не толстого оперного певца в трико, а, скажем, князя Александра Николаевича Голицына, совсем не понарошку проигравшего в 1802 году графу Льву Кирилловичу Разумовскому свою жену, княгиню Марию Гавриловну. Чтобы обвенчанный с карточной игрой романтический идеал «красоты безобразия» угадывался в зигзагах жизни Достоевского, чей поединок с Игрой запечатлен в нервных, экзальтированных письмах к жене.

Первая тема выставки (карты в жизни) не удалась. Удалась вторая -- жизнь в картах. Точнее, в карточных рисунках. Сотрудники ГИМ щедро предъявили свои богатейшие фонды. Сотни карточных колод разных стран и эпох завораживают подобно «Книге вымышленных существ» Борхеса. В обоих случаях мир видится «глазами внутрь» -- тревожным, мистическим и маргинальным. Помните, в расстроенном воображении Германна тройка цветет пышным грандифлором, семерка представляется готическими воротами, туз -- огромным пауком? На выставке в Историческом музее все германновские галлюцинации материализованы. В немецких картах начала XIX века по эскизу Шарлотты фон Енисон девятка треф вплетена в решетку готического орнамента, десятка пик превратилась в групповой портрет людей в черных масках, а тузы шевелят длинными лапками насекомых. Мир карточных миниатюр -- это коммуникация с коллективным бессознательным культуры. Это диалог с тем, что прячется в тени логики и здравого смысла. В таком качестве оформление карт продолжает традиции римских гротесков и барочных арабесков. Независимо от функционального назначения карт, параллельно с ним, карточные рисунки становятся посланием-шифрограммой. Для чтения послания требуется словарь символов и эмблем, что-то вроде мистической микросхемы, озвучивающей странные картинки.

Озвученные картинки-карты стали темой выставки, открывшейся одновременно с «Пиковой дамой». Название ее -- «Телефон». Автор -- Владимир Ситников. Место показа -- Крокин-галерея. Можно догадаться, что героями ее стали телефонные карты, собранные Ситниковым в разных уголках земного шара. Художник процарапывает граверной иглой нанесенное на них изображение и делает затем разноцветные оттиски. Выставленные в «Крокин» оттиски тонким фризом опоясывают все стены галереи. Зритель попадает в сеть, сплетенную из телефонных карт.

Несмотря на кажущееся концептуальное сходство обеих карточных выставок (и там и тут «оживающие» картинки, помогающие проникнуть в запредельное), идеи проектов принципиально разные. Главная цель манипуляций с игральными картами -- разговорить их, процарапать пленку обыденного и прочитать мистические иероглифы судьбы. Главная цель Ситникова прямо противоположная -- заставить болтливые карты замолчать. Маленькую золотую микросхему с тоненькими ниточками художник сравнивает со злобным пауком (опять паук!), превращающим картинку в деньги. Никакие послания, никакие «поправления Фортуны» и игры с судьбой Ситникову не нужны. В рисунках на телефонных картах табуирован негатив, оставлен позитив: природа, музеи, музыка, путешествия, спорт. Процарапывая картинки земного рая, делая с них оттиски, Ситников погружает нас в ту блаженную стихию до-знания, праязыка, в которой человечество еще не познало от-дельности, не было разобщено. Пребывание в неведении счастливом можно уподобить чисто эстетическому наслаждению, которое, как сформулировал когда-то Иммануил Кант, «не заинтересованно и бескорыстно». Обретшие собственную значимость цветные картиночки для телефонных аппаратов уже не являются следом имевшего места общения. Это чистый объект коллекционирования. Так, по мысли Ситникова, зло побеждено добром. А вещать, предсказывать и шулерствовать с судьбой пусть будет уделом противных пауков с козырных карт и телефонных микросхем. Поучайте лучше ваших паучат!
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  14.01.2002
Исторический музей и Крокин-галерея увлеклись азартными играми
Открывшаяся на днях в Историческом музее выставка «Пиковая дама» является «наследницей по прямой» огромной экспозиции Русского музея «Игра и страсть». Оба проекта иллюстрируют лотмановскую концепцию игры -- жажды непредсказуемого, неправильного и случайного. Игры, выводящей из автоматизма повседневности, когда, по словам Державина, логика пиры пирует,/ На карты ставят век златой,/ Судьбами смертных пунтируют... >>
  • //  14.01.2002
В Москве начался фестиваль «Лики любви»
Седьмой международный кинофестиваль «Лики любви» открылся вчера в «Мире Кинотавра» премьерой мексиканской трагикомедии «И твою маму тоже». В Москву привезли фильмы из Финляндии, Дании, Швейцарии, Японии, Чехии, Ирландии, Индии, Кореи, а также несколько вполне экзотических копродукций. Отечественной любовной истории в конкурсе нет -- за нее с большой натяжкой может сойти разве что узбекско-итальянско-французская «Бо Ба Бу», поставленная Али Хамраевым и уже успевшая объездить немало международных фестивалей... >>
  • //  14.01.2002
Режиссер Дамьен Одуль снял свой полнометражный дебют «Без удержу» (Le Souffle) всего за пять миллионов франков. Это аскетичная черно-белая история о взрослении пятнадцатилетнего подростка в деревенской глуши воскрешает радикальные традиции великого авторского кино (сам Одуль восхищается Дрейером, Бергманом, Тарковским и Сокуровым). Скоро и московские зрители смогут оценить «Без удержу», а о своем эстетическом кредо Дамьен ОДУЛЬ рассказал нашему корреспонденту Алексею МЕДВЕДЕВУ... >>
  • //  14.01.2002
В клубе «16 тонн» выступила группа Aavikko
На свете есть два очень стильных музыкальных направления -- серф-рок и lo-fi. Первый совершенно не нов (классическими серф-бандами считаются шестидесятнические Beach Boys и The Ventures), второй -- на пару десятилетий моложе. Специально испорченный «лоу-фаевский» звук одними из первых стали использовать Sonic Youth. Ныне эта идея нет-нет да и будоражит умы иных нонконформистски настроенных музыкантов; в ней видят противовес «душителям» творческих порывов -- звукозаписывающим компаниям и всесильным продюсерам, способным заставить группу звучать «как надо», а не «как хочется»... >>
  • //  14.01.2002
Владимир Мирзоев был в этом уверен, когда ставил «Любовника» Пинтера
В нынешнем году фамилия Мирзоева впервые за много лет попала в афишу «Золотой маски» в номинации «лучший режиссер». Наконец-то. Без этого неутомимого возмутителя спокойствия, преображающего любой классический текст так, что его не узнал бы сам автор, культурный ландшафт столицы был бы куда скучнее. По всем законам театральной жизни, Мирзоев мог рассчитывать лишь на очень узкий круг ценителей, способных хоть что-то понять в его режиссерских шарадах (перед ними и профессиональные-то театроведы обычно пасуют). Ничуть не бывало... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика