N°34
27 февраля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
  ПОИСК  
  • //  27.02.2002
Обновляйтесь чаще
Театральный фестиваль «Московские дебюты» назвал своих лауреатов

версия для печати
Нет ничего проще, чем попасть в список номинантов «Московских дебютов». Для этого надо просто дебютировать -- поставить спектакль, написать пьесу, сыграть роль. Возраст значения не имеет. Теоретически номинантом (и лауреатом) фестиваля может стать и пенсионер, обнаруживший в себе на старости лет какой-то талант. На практике этого, по счастью, не случается. Из нынешних победителей человеком средних лет оказался лишь Алексей Поярков, получивший награду в номинации «Драматургия» за пьесу «Татарин маленький», своеобразный парафраз чеховских водевилей, увиденных сквозь призму драматургии ХХ века (в том числе и театра абсурда). Но даже отнюдь не пожилой Поярков смотрелся среди прочих лауреатов как завуч среди старшеклассников. «Московские дебюты» -- это все же премия молодых. Единственная награда, которую вручают человеку еще до того, как у него появилась «совокупность заслуг».

Памятуя о «молодежности» своей премии, организаторы церемонии (по традиции она проходила в Доме актера) попытались провести ее в максимально неофициальной обстановке, то есть не прослаивать вручение наград исполнением фортепианных сонат, оперных партий и балетных номеров. Шуток-прибауток тоже было немного (лучшей из них оказалось исполнение монолога Нины Заречной на музыку «Интернационала»), а члены жюри дарили победителям все, на что хватило их фантазии, -- от птички в клетке до исподнего.

Как и любая другая награда, премия за лучший дебют достается многим по счастливому стечению обстоятельств (отсутствие сильной конкуренции, удачное расположение звезд и т.д.), но некоторые из отмеченных на прошлых фестивалях дебютантов (вроде Елены Невежиной, Сергея Безрукова или Сергея Фролова) в дальнейшем и впрямь становятся театральными ньюсмейкерами. Это, в сущности, нормально: много ли лауреатов Нобелевской премии по литературе вы вспомните с ходу? Из тех, кто был отмечен «Дебютами» в этом году, лауреатами по гамбургскому счету стали, на мой взгляд, Нина Чусова и Павел Деревянко. Первая поставила спектакль «Шинель» на малой сцене РАМТа, второй сыграл в нем роль Башмачкина. За время, прошедшее с момента дебюта, Чусова успела поставить еще два спектакля на профессиональной сцене -- «Гедду Габлер» в «Сатириконе» и «Героя» на той же малой сцене РАМТа. В связи с этим появилась возможность проследить динамику ее режиссерского роста. Динамика эта радует. Чусова обладает редким умением превращать театральную игру в просто игру и находить для артистов нехитрые приспособления, позволяющие им чувствовать себя на сцене максимально свободно. В «Шинели», особенно в первых сценах, взаимоотношения Башмачкина с сослуживцами напоминали взаимоотношения школьников, травящих странноватого и безответного одноклассника, отчего понятие «маленький человек» сразу же обрастало совершенно неожиданными коннотациями. В «Гедде Габлер» Чусова прошла мимо идеологии ибсеновской пьесы прямиком к ее водевильно-мелодраматической закваске. В сухом остатке оказались жанр, сюжет и нарочито современный антураж. Герои «Гедды» обедали за стеклянным столом, слушали моднющих The Tiger Lilies и носили платья, в которых в конце XIX века не пустили бы на порог порядочного дома. Получилась история из жизни золотой молодежи. Декаданс постиндустриальной эпохи. Пьесу «Герой» ирландского драматурга начала прошлого века Джона Синга Чусова и вовсе решила в жанре веселого и бесшабашного лубка, совершенно неожиданно заканчивающегося на очень грустной ноте. Талант у Чусовой удивительно легкий и озорной, и это моментально передается всем, кто с ней работает. Как ребенок, играющий в салки, моментально меняет траекторию движения, завидев настигающего его водящего, так артисты Чусовой с легкостью меняют театральные регистры в зависимости от смены сценической ситуации. А тонкий и нервный Павел Деревянко, сыгравший помимо «Шинели» еще и в «Герое», обнаружил почти безразмерный диапазон своего дарования. Ему в равной степени удаются гротеск и лиризм, психологические нюансы и острая характерность.

Еще один лауреат, достойный специального упоминания, -- Василий Сенин, поставивший на студенческой скамье РАТИ спектакль «Фро» по рассказу Андрея Платонова. Проза Платонова, в буквальном смысле слова станцованная студентами, произвела на многих критиков такое сильное впечатление, что они готовы были назвать «Фро» едва ли не лучшим спектаклем прошлого сезона. Сенину тут же объявили, что он гений. Совсем недавно молодой режиссер выпустил другой свой спектакль на большой сцене Театра им. Вахтангова -- «Сказку» по раннему рассказу Владимира Набокова. И другие критики быстро разобъяснили ему, что он не гений, а сами понимаете что. Сенина жалко. Пройти за один год испытание медными трубами и беспощадными рецензиями -- такое кого угодно сломает. А вот «Дебюты» ему в самый раз. Надежды он явно подает, а гений он или что-то другое, станет ясно все же чуть позже.

Из других лауреатов стоит выделить явно способного и фактурного Никиту Зверева, органично существующего и на сцене крохотной «Табакерки», и на большой сцене МХАТа, и обаятельную и пластичную Дарью Мороз, дебютировавшую в спектакле все той же «Табакерки» -- главной кузницы молодых талантов.

Находясь, как и вся страна, под сильным впечатлением от только что закончившейся Олимпиады, устроители церемонии решили использовать для описания театральных достижений лауреатов спортивную терминологию. Они называли их то чемпионами в беге на короткую дистанцию, то победителями в спортивных танцах на льду, то обладателями Кубка кубков. Парный конферанс Александра Семчева и Геннадия Назарова напомнил в связи с этим репетицию «Гамлета» в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», а церемония в целом навела на невеселые размышления о том, что театр (в отличие от спорта, экономики и внешней политики) -- то немногое, в области чего мы все еще небезуспешно пытаемся быть впереди планеты всей. Если учесть, что именно молодые (в особенности молодые режиссеры) фактически определили лицо текущего сезона, ясно, что премия «Московские дебюты» должна в ближайшем будущем резко повысить свой статус. Время, когда начинающим театральным деятелем считался в России человек предпенсионного возраста, похоже, уходит в прошлое. Чем-чем, а геронтофилией мы уже не страдаем. И отстаивать честь российского театра на мировой арене в самое ближайшее время придется, по всей видимости, не мэтрам, а недавним лауреатам только что закончившегося фестиваля.

Театральный фестиваль «Московские дебюты»

возник в 1995 году по инициативе Союза театральных деятелей. С 1996 года учредителем фестиваля стал Центральный Дом актера им. Яблочкиной. Работы дебютантов оценивает жюри, в которое входят известные актеры, режиссеры, педагоги и театральные критики. Кроме «большого» жюри работает молодежное, состоящее из студентов театральных вузов и лауреатов прошлых лет. Молодежное жюри имеет один голос при обсуждении всех номинаций и, кроме того, присуждает свою собственную премию. В этом году лауреатами «Московских дебютов» стали: Павел Деревянко (Башмачкин в «Шинели» РАМТа), Ирина Леонова (Софья в «Горе от ума» Малого театра), Василий Сенин (режиссер спектакля «Фро», Центр им. В. Мейерхольда), Алексей Поярков (автор пьесы «Татарин маленький», театр «Вернисаж»), Нина Чусова (режиссер спектакля «Шинель», РАМТ), Никита Зверев (Васька Пепел в спектакле «На дне» театра-студии п/р О. Табакова), Дарья Мороз (роль в спектакле «Песочный человек» театра-студии п/р О. Табакова), Анастасия Чернышева (сценограф спектакля «Венецианская ночь» Центра драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина), Елена Манистина (партия Дуэньи, «Обручение в монастыре» Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко), Николай Чевычелов (Меркуцио в «Ромео и Джульетте» Театра классического балета Н. Касаткиной и В. Васильева), Анна Шалашова («Лучший дебют критика»).
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  27.02.2002
Театральный фестиваль «Московские дебюты» назвал своих лауреатов
Нет ничего проще, чем попасть в список номинантов «Московских дебютов». Для этого надо просто дебютировать -- поставить спектакль, написать пьесу, сыграть роль. Возраст значения не имеет. Теоретически номинантом (и лауреатом) фестиваля может стать и пенсионер, обнаруживший в себе на старости лет какой-то талант. На практике этого, по счастью, не случается. Из нынешних победителей человеком средних лет оказался лишь Алексей Поярков, получивший награду в номинации «Драматургия» за пьесу «Татарин маленький», своеобразный парафраз чеховских водевилей, увиденных сквозь призму драматургии ХХ века (в том числе и театра абсурда). Но даже отнюдь не пожилой Поярков смотрелся среди прочих лауреатов как завуч среди старшеклассников. «Московские дебюты» -- это все же премия молодых. Единственная награда, которую вручают человеку еще до того, как у него появилась «совокупность заслуг»... >>
  • //  27.02.2002
Выставили в галерее «Новый Эрмитаж»
Среди диковинных существ, родившихся на земле русской, одно достойно особого внимания. Десятилетиями бьются искусствоведы над расшифровкой формулы его ДНК. Все без толку. Гуляет оно себе остервенелым мутантом по выставочным залам и аукционам -- и хоть бы хны. Называется чудище кубофутуризм, и видеть его можно на выставке «Преломление миров» в галерее «Новый Эрмитаж». Поскольку выставка хорошая, а ясности никакой, обозреватель газеты Сергей ХАЧАТУРОВ попросил Валерия ДУДАКОВА провести специальную экскурсию для читателей газеты «Время новостей»... >>
  • //  27.02.2002
Новую драму будут показывать скопом
В современном российском театре длится скрытое противостояние драматурга и режиссера, которые вот уже почти век не могут поделить почетное место автора театрального произведения. Современный режиссер хочет пьесу красивую, умную, но податливую и послушную. Такова классика: с возрастом ей уже все равно, что бы ни заставляли выражать -- вытерпит. В крайнем случае годится и инсценировка: собственно литературную плоть можно перекроить по личному усмотрению. Современная же пьеса то нехороша собой, то глуповата, то слишком много из себя воображает -- с ней трудно. За последние годы только один драматург добился настоящей славы -- Евгений Гришковец, но зато он сам и ставит собственные тексты, а для верности еще и сам в них играет. Случаи же, когда новую пьесу театр принимает, ставит, не поссорившись при этом с автором насмерть, и из этого получается что-то путное, крайне редки. Но они есть... >>
  • //  27.02.2002
А «Гарри Поттер» пал жертвой снобизма
В минувшее воскресенье были вручены премии Британской киноакадемии Bafta. Безусловным фаворитом критики и публики стал «Властелин колец: братство кольца»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика