N°29
18 февраля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
  ПОИСК  
  • //  18.02.2002
Сотворчество триумфаторов продолжается
Юрий Башмет представил новейшую музыкальную классику

версия для печати
Последний музыкальный проект фестиваля искусств в честь десятилетия премии «Триумф» стал событием знаковым. В Большом зале Консерватории звучала музыка композиторов -- лауреатов «Триумфа», творчество которых во многом определяло и по сию пору определяет мировые музыкальные тенденции: играли Альфреда Шнитке, Арво Пярта и Гии Канчели. Все трое -- великие мэтры, выросшие на территории бывшего СССР, впоследствии уехали в Европу, но их связь с нашей культурой и в первую очередь с музыкантами, исполняющими их сочинения как в России, так и по всему миру, по-прежнему крепка. Невозможно провести даже условную границу между их европейством и нынешней Россией.

Альфред Шнитке, долгое время живший в Германии и ушедший от нас несколько лет назад, оказал столь мощное влияние на российскую музыкальную культуру, что импульсы, исходящие от его творчества, как и от самой личности композитора, питавшие не одно поколение композиторов и исполнителей, действенны и сегодня. Юрию Башмету Шнитке посвятил три сочинения для солирующего альта; одно из них -- «Монолог» -- прозвучало и на «триумфовском» концерте. Башмет не раз говорил о сотворчестве композитора и исполнителя, для которого сочиняется конкретная партитура. Эту неразрывную связь живо чувствуешь, когда Башмет играет Шнитке: «Монолог» рождается вновь, обретая эмоциональный и духовный смысл, обращенный ко дню сегодняшнему, адресованный нынешнему слушателю.

Так и с Fratres («Братья») Арво Пярта. Существующее в многочисленных композиторских версиях, это сочинение было представлено в варианте для солирующей скрипки и камерного оркестра («Солисты Москвы»), где блестяще исполнила скрипичную партию Елена Ревич (она, кстати, получила в этом году молодежный грант премии «Триумф»). Музыка Пярта несет в себе необычайную духовную чистоту, и играть ее просто технически безупречно -- значит не сыграть ни одной ноты, не донести смысла. В звенящей тишине зала скрипка солистки пела о вечном, и голос ее был неземного тембра. И так естественно после Fratres зазвучал мужской камерный хор Московской Консерватории под управлением Бориса Тевлина, дополненный «Солистами Москвы» (они пели «Псалом» Пярта, его «Песнь восхождения» к Богу). А затем «Солисты Москвы» играли Cantus Пярта, посвященный памяти Бенджамина Бриттена. Пожалуй, трудно назвать произведение современного автора, написанное с такой доходящей до минимализма простотой и несущее такое духовное богатство.

Второе отделение концерта стало настоящим триумфом для молодого дирижера из Санкт-Петербурга Александра Сладковского. Ему было доверено руководить Госоркестром России и хором Московской Консерватории при исполнении гениальной партитуры Гии Канчели «Стикс», где солирующую партию альта играл Юрий Башмет. Возложенную на дирижера огромную ответственность (ведь это сочинение уже звучало в Москве под управлением маститого маэстро Джансуга Кахидзе!) Сладковский оправдал сполна. Колоссальные контрасты между внезапными мощнейшими tutti и тишайшими звучностями, между голосом альта -- главного героя партитуры, который, по словам Канчели, «способен соединить разделенные водами Стикса мир мертвых и мир живых», -- и фактурными пластами оркестровой ткани и голосами хора Сладковский выстроил в единый повествовательный ряд. На мой вопрос, как удалось с первого раза так прочувствовать новую для себя партитуру и какие ассоциации возникли при исполнении «Стикса», дирижер ответил: «Мне посчастливилось быть свидетелем того, как Гия Александрович работает над своей музыкой за роялем, и это очень многое открыло мне в «Стиксе»: стало понятно, какого именно звучания он хотел добиться в том или ином месте, как интонационно выстроить ту или иную фразу. Для исполнения этой музыки мне не нужны никакие дополнительные ассоциации: это детально выверенная партитура, настолько рельефная, словно скульптура, вылепленная гениальным мастером, и в ней такое море красок, что путь для ее познания для меня лично был один -- идти от звука».

«Стикс» прошел на одном дыхании, а дыхание у слушателей, думаю, перехватывало не один раз. Альт Башмета завораживал: в его голосе было столько тембровых оттенков, сколько интонационной гибкости, и такая сила естественности, что не произнести «гений» тут невозможно. Координатор художественных проектов «Триумфа» Зоя Богуславская, выступившая инициатором этого концерта, попала в точку. Было очень приятно, что современная музыка способна собрать аншлаг в Большом зале Консерватории и что Ирина Шнитке, Арво Пярт и Гия Канчели, присутствовавшие на вечере, смогли воочию убедиться в неразрывности связи, существующей между российским слушателем и композиторами, чьи имена навеки вписаны в нашу историю.
Анна ВЕТХОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  18.02.2002
Фестиваль «Золотая маска» -- один из самых успешных театральных проектов современной России. Год от года он обрастает все новыми программами, спецпроектами, семинарами, и скоро, похоже, шагу нельзя будет ступить, чтобы не наткнуться на его логотип. Поскольку фестиваль считается национальным, его, естественно, поддерживает государство, но ясно, что без спонсорских вливаний столь мощная экспансия «Маски» во все сферы театральной жизни была бы невозможна. Поэтому в преддверии фестиваля мы решили поговорить о самом интересном -- как, почему и откуда у театрального проекта берутся спонсоры. С директором «Золотой маски» Эдуардом БОЯКОВЫМ беседует Марина ДАВЫДОВА... >>
  • //  18.02.2002
В Москве показали европейский видеоарт
Сложилось так, что в пятницу в столице проводилось одновременно два видеошоу. Первое разместилось в Государственном центре современного искусства, а называлось Update 2.0: Актуальное медиаискусство из Германии. Имя другого -- в клубе «Дом» -- было испанским: Vallecas puerto del cine, что переводилось как Мадридский фестиваль экспериментального кино и видео. Московские зрители (в основном те, что получают информацию о культурных событиях через Интернет) смогли увидеть самый широкий спектр movie (или движущегося изображения) -- от классического кино до компьютерной анимации... >>
  • //  18.02.2002
Юрий Башмет представил новейшую музыкальную классику
Последний музыкальный проект фестиваля искусств в честь десятилетия премии «Триумф» стал событием знаковым. В Большом зале Консерватории звучала музыка композиторов -- лауреатов «Триумфа», творчество которых во многом определяло и по сию пору определяет мировые музыкальные тенденции: играли Альфреда Шнитке, Арво Пярта и Гии Канчели. Все трое -- великие мэтры, выросшие на территории бывшего СССР, впоследствии уехали в Европу, но их связь с нашей культурой и в первую очередь с музыкантами, исполняющими их сочинения как в России, так и по всему миру, по-прежнему крепка. Невозможно провести даже условную границу между их европейством и нынешней Россией... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика