Время новостей
     N°29, 18 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.02.2002
Сотворчество триумфаторов продолжается
Юрий Башмет представил новейшую музыкальную классику
Последний музыкальный проект фестиваля искусств в честь десятилетия премии «Триумф» стал событием знаковым. В Большом зале Консерватории звучала музыка композиторов -- лауреатов «Триумфа», творчество которых во многом определяло и по сию пору определяет мировые музыкальные тенденции: играли Альфреда Шнитке, Арво Пярта и Гии Канчели. Все трое -- великие мэтры, выросшие на территории бывшего СССР, впоследствии уехали в Европу, но их связь с нашей культурой и в первую очередь с музыкантами, исполняющими их сочинения как в России, так и по всему миру, по-прежнему крепка. Невозможно провести даже условную границу между их европейством и нынешней Россией.

Альфред Шнитке, долгое время живший в Германии и ушедший от нас несколько лет назад, оказал столь мощное влияние на российскую музыкальную культуру, что импульсы, исходящие от его творчества, как и от самой личности композитора, питавшие не одно поколение композиторов и исполнителей, действенны и сегодня. Юрию Башмету Шнитке посвятил три сочинения для солирующего альта; одно из них -- «Монолог» -- прозвучало и на «триумфовском» концерте. Башмет не раз говорил о сотворчестве композитора и исполнителя, для которого сочиняется конкретная партитура. Эту неразрывную связь живо чувствуешь, когда Башмет играет Шнитке: «Монолог» рождается вновь, обретая эмоциональный и духовный смысл, обращенный ко дню сегодняшнему, адресованный нынешнему слушателю.

Так и с Fratres («Братья») Арво Пярта. Существующее в многочисленных композиторских версиях, это сочинение было представлено в варианте для солирующей скрипки и камерного оркестра («Солисты Москвы»), где блестяще исполнила скрипичную партию Елена Ревич (она, кстати, получила в этом году молодежный грант премии «Триумф»). Музыка Пярта несет в себе необычайную духовную чистоту, и играть ее просто технически безупречно -- значит не сыграть ни одной ноты, не донести смысла. В звенящей тишине зала скрипка солистки пела о вечном, и голос ее был неземного тембра. И так естественно после Fratres зазвучал мужской камерный хор Московской Консерватории под управлением Бориса Тевлина, дополненный «Солистами Москвы» (они пели «Псалом» Пярта, его «Песнь восхождения» к Богу). А затем «Солисты Москвы» играли Cantus Пярта, посвященный памяти Бенджамина Бриттена. Пожалуй, трудно назвать произведение современного автора, написанное с такой доходящей до минимализма простотой и несущее такое духовное богатство.

Второе отделение концерта стало настоящим триумфом для молодого дирижера из Санкт-Петербурга Александра Сладковского. Ему было доверено руководить Госоркестром России и хором Московской Консерватории при исполнении гениальной партитуры Гии Канчели «Стикс», где солирующую партию альта играл Юрий Башмет. Возложенную на дирижера огромную ответственность (ведь это сочинение уже звучало в Москве под управлением маститого маэстро Джансуга Кахидзе!) Сладковский оправдал сполна. Колоссальные контрасты между внезапными мощнейшими tutti и тишайшими звучностями, между голосом альта -- главного героя партитуры, который, по словам Канчели, «способен соединить разделенные водами Стикса мир мертвых и мир живых», -- и фактурными пластами оркестровой ткани и голосами хора Сладковский выстроил в единый повествовательный ряд. На мой вопрос, как удалось с первого раза так прочувствовать новую для себя партитуру и какие ассоциации возникли при исполнении «Стикса», дирижер ответил: «Мне посчастливилось быть свидетелем того, как Гия Александрович работает над своей музыкой за роялем, и это очень многое открыло мне в «Стиксе»: стало понятно, какого именно звучания он хотел добиться в том или ином месте, как интонационно выстроить ту или иную фразу. Для исполнения этой музыки мне не нужны никакие дополнительные ассоциации: это детально выверенная партитура, настолько рельефная, словно скульптура, вылепленная гениальным мастером, и в ней такое море красок, что путь для ее познания для меня лично был один -- идти от звука».

«Стикс» прошел на одном дыхании, а дыхание у слушателей, думаю, перехватывало не один раз. Альт Башмета завораживал: в его голосе было столько тембровых оттенков, сколько интонационной гибкости, и такая сила естественности, что не произнести «гений» тут невозможно. Координатор художественных проектов «Триумфа» Зоя Богуславская, выступившая инициатором этого концерта, попала в точку. Было очень приятно, что современная музыка способна собрать аншлаг в Большом зале Консерватории и что Ирина Шнитке, Арво Пярт и Гия Канчели, присутствовавшие на вечере, смогли воочию убедиться в неразрывности связи, существующей между российским слушателем и композиторами, чьи имена навеки вписаны в нашу историю.

Анна ВЕТХОВА