N°24 11 февраля 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Бумага все стерпит Крокин-галерея и «Дом» борются за чистоту языка
В Крокин-галерее на Большой Полянке представили «Прямолинейный проект». Входишь и думаешь: попал в конструкторское бюро жутко секретного советского НИИ. Их еще называли «почтовыми ящиками», помните? На стенах -- таблицы, формулы, схемы, фантастические механизмы и даже подводная лодка в разрезе. Таблицы начертал художник-математик Александр Константинов. Механизмы изобрел график Кирилл Челушкин. Светящиеся в черной комнате колбы-треугольники сконструировали Пакито Инфантэ и Анна Горюнова. Наконец, «секретные материалы» о нашем ВМФ раскрыл бывший моряк Александр Пономарев. Тот, который на Дальнем Востоке настоящие подводные лодки расписывал и целые острова в пиротехническом тумане растворял.
Искусство, говорящее в Крокин-галерее пуританским языком проектной графики закрытого НИИ, можно уподобить регулярному парку без деревьев, прудов, фонтанов, боскетов, чайных домиков и беседок. Куда ни пойдешь -- одно найдешь. Ровное плато с наложенной на него сеткой дорожек из гравия. Испуг. «Прямолинейные послания», конечно, эффектны. Чисты, ясны, прозрачны, свободны от всяческих помех: языковых, визуальных. Только вот без внятного авторского комментария, живого голоса, человеческого присутствия уподобляются они раме, в которую забыли вставить портрет. Вселенная с дыркой внутри. Нас убеждают, что «линия -- языковой модуль, вектор ментального». А мы плачем в бумажном лабиринте из таблиц, чертежей и схем. Холодно, одиноко. «Ищу человека!» Хозяева галереи нас успокаивают, наливают вина и рассеивают недоумения. Оказывается, «Прямолинейный проект» и есть рама. Это декорации творческого вечера культового писателя-нонконформиста Всеволода Некрасова. В минувшую субботу он презентовал в Крокин-галерее свою новую книгу «Живу вижу». Создавая минималистские опусы, художники Крокин-галереи хотят исключить само понятие «произвол». Противоположную стратегию выбрал известный музыкант и художник, первый джазовый авангардист России Владимир Тарасов, тот, что входил в легендарное вильнюсское трио Ганелин -- Тарасов -- Чекасин. Это он записал в свое время альбом с джазовыми ударными без аккомпанемента. Это он приглашает в качестве декламаторов на свои концерты Дмитрия Александровича Пригова и Илью Кабакова. Это он собрал крупнейшую коллекцию авангардной живописи. Это он с 7 по 10 февраля выступал в клубе «Дом» с алеаторическими перформансами «Ноктюрн для бумаги». «Ноктюрн для бумаги» -- жест абсолютно субъективный. На таблицы, геометрию и порядок Тарасов плевать хотел. Концерты для ударных были выстроены по подобию импровизаций Моцарта для «игры в кости». Гениальная случайность звуковых образов рифмуется с игрой в рулетку. Жизнь, как и музыка, сама себя играет. Та же тема продолжена и в инсталляции «Ноктюрн для бумаги». Поле бумажных листочков. Под действием вентиляторов они трепещутся и движутся. Танцуют свой странный танец. Танцуют и дрожат. Танцуют и терпят. Потому как, по мысли Тарасова, изображают «композитора, самозабвенно, с полной отдачей играющего нам свой Ноктюрн, завораживающий тихим звуком, почти шорохом». Бывает же: чистый лист куда красноречивее многосложного письма.
100 лет со дня рождения Любови Орловой По легенде, звездное актерское будущее Любови Петровны Орловой предсказал сам Шаляпин, еще до революции увидевший голосистую маленькую девочку в самодеятельном домашнем спектакле. Но вряд ли даже сам умиленный певец мог предположить, в каком объеме сбудутся его пророчества... >>
Крокин-галерея и «Дом» борются за чистоту языка В Крокин-галерее на Большой Полянке представили «Прямолинейный проект». Входишь и думаешь: попал в конструкторское бюро жутко секретного советского НИИ. Их еще называли «почтовыми ящиками», помните?.. >>
В Мариинском театре поставили Cosi fan tutte Cosi fan tutte («Так поступают все») -- очередной элемент репертуарных будней Мариинки. Честно заработанная стилистическая корректность в обращении с иноземными авторами в отношении Моцарта напоминает лицемерную карнегиевскую улыбку: научились скрывать трудовой пот и постоянные проблемы с чудовищной косной русской вокальной школой. Новосоделанной Cosi... впору заканчивать факультативный курс по Моцарту... >>
Берлинский фестиваль примирился с разнообразием На каталогах и афишах Берлинского фестиваля начертан девиз: Accept diversity -- «примирись с разнообразием». Это идея нового фестивального руководства, решившего таким образом откликнуться на реалии постсентябрьского мира. Призыв, правда, получается несколько двусмысленным -- то ли надо уважить право террористов на особую точку зрения, то ли приобщиться к культуре ислама, тогда и террористов поубавится. Но как бы то ни было, программа 52-го Берлинского кинофестиваля (а показано из заявленных 23 фильмов уже 11) действительно составлена людьми с широкими взглядами и неплохим вкусом... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|