N°24 11 февраля 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Красная звезда 100 лет со дня рождения Любови Орловой
По легенде, звездное актерское будущее Любови Петровны Орловой предсказал сам Шаляпин, еще до революции увидевший голосистую маленькую девочку в самодеятельном домашнем спектакле. Но вряд ли даже сам умиленный певец мог предположить, в каком объеме сбудутся его пророчества. Любовь Орлова стала не просто популярной актрисой, снимавшейся в фильмах, которые долгие годы не сходили с экранов, да и сейчас вряд ли кем-нибудь забыты. Она была едва ли не единственной настоящей советской кинозвездой, ставшей ею не только благодаря невероятно популярным киноработам, но и официально утвержденной в этом статусе на самом верху. Товарищ Сталин по многу раз пересматривал фильмы с Орловой, а на одном из кремлевских приемов, беседуя с Григорием Александровым, прямым текстом назвал актрису «национальным достоянием».
Орлова пришла в кино в 1933 году, успев до этого поучиться в консерватории и имея опыт работы в музыкальном театре. За этот год она успела сняться у Григория Рошаля («Петербургская ночь») и Бориса Юрцева («Любовь Алены»). А потом были «Веселые ребята». У Александрова, самого голливудского из советских режиссеров, Орлова сыграла главные роли в десяти фильмах, многие из которых до сих пор остаются классикой: «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна». Музыкальные комедии сделали ее кумиром публики. Но отношение к Орловой было непривычным, непохожим на традиционное обожание, которым зрители обычно одаривают любимых артисток. Вряд ли до конца справедливо было бы честить актрису секс-символом. Ее красота проходила по другому разряду -- она не манила, но заставляла отстраненно восхищаться какой-то идеальной завершенностью, гармоничной и чуть строгой сделанностью. Логично, что и сами фильмы Александрова никогда не были любовными мелодрамами в чистом виде -- лирика неизменно была лишь одним из элементов на равных с комическими трюками и социальным пафосом. Ни в одной почти из двух десятков картин с ее участием от героинь Орловых невозможно дождаться даже невинного поцелуя. И нельзя снова не вспомнить слова Сталина, который был главным критиком и самоличным киноцензором эпохи малокартинья, откликнувшегося на обвинения иных эпизодов «Цирка» в порнографичности: «Это не порнография, это любовь». Или -- Любовь, понимать можно как угодно. Любовь Орлова смогла стать голливудской звездой в отсутствие Голливуда -- и не имеет принципиального значения, что «Оскары» ей заменило звание народной артистки СССР и орден Ленина. Даже судьба поздних ее работ, единодушно признанных неудачами, сравнима с закатом многих голливудских див. Появление Орловой в диковатой музыкальной фантазии «Русский сувенир» или так и не вышедшем на экраны шпионском триллере «Скворец и лира» отчетливо рифмуются, скажем, с поздними ролями великой и неповторимой Джоан Кроуфорд, получившей «Оскара» за «Милдред Пирс» Майкла Кертица, а на закате карьеры махавшей топором в дешевых фильмах ужасов Уильяма Кастла. С той только разницей, что для Орловой и Кертицем, и Кастлом был один и тот же человек -- Григорий Александров.
100 лет со дня рождения Любови Орловой По легенде, звездное актерское будущее Любови Петровны Орловой предсказал сам Шаляпин, еще до революции увидевший голосистую маленькую девочку в самодеятельном домашнем спектакле. Но вряд ли даже сам умиленный певец мог предположить, в каком объеме сбудутся его пророчества... >>
Крокин-галерея и «Дом» борются за чистоту языка В Крокин-галерее на Большой Полянке представили «Прямолинейный проект». Входишь и думаешь: попал в конструкторское бюро жутко секретного советского НИИ. Их еще называли «почтовыми ящиками», помните?.. >>
В Мариинском театре поставили Cosi fan tutte Cosi fan tutte («Так поступают все») -- очередной элемент репертуарных будней Мариинки. Честно заработанная стилистическая корректность в обращении с иноземными авторами в отношении Моцарта напоминает лицемерную карнегиевскую улыбку: научились скрывать трудовой пот и постоянные проблемы с чудовищной косной русской вокальной школой. Новосоделанной Cosi... впору заканчивать факультативный курс по Моцарту... >>
Берлинский фестиваль примирился с разнообразием На каталогах и афишах Берлинского фестиваля начертан девиз: Accept diversity -- «примирись с разнообразием». Это идея нового фестивального руководства, решившего таким образом откликнуться на реалии постсентябрьского мира. Призыв, правда, получается несколько двусмысленным -- то ли надо уважить право террористов на особую точку зрения, то ли приобщиться к культуре ислама, тогда и террористов поубавится. Но как бы то ни было, программа 52-го Берлинского кинофестиваля (а показано из заявленных 23 фильмов уже 11) действительно составлена людьми с широкими взглядами и неплохим вкусом... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|