N°24
11 февраля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
  ПОИСК  
  • //  11.02.2002
Красная звезда
100 лет со дня рождения Любови Орловой

версия для печати
По легенде, звездное актерское будущее Любови Петровны Орловой предсказал сам Шаляпин, еще до революции увидевший голосистую маленькую девочку в самодеятельном домашнем спектакле. Но вряд ли даже сам умиленный певец мог предположить, в каком объеме сбудутся его пророчества. Любовь Орлова стала не просто популярной актрисой, снимавшейся в фильмах, которые долгие годы не сходили с экранов, да и сейчас вряд ли кем-нибудь забыты. Она была едва ли не единственной настоящей советской кинозвездой, ставшей ею не только благодаря невероятно популярным киноработам, но и официально утвержденной в этом статусе на самом верху. Товарищ Сталин по многу раз пересматривал фильмы с Орловой, а на одном из кремлевских приемов, беседуя с Григорием Александровым, прямым текстом назвал актрису «национальным достоянием».

Орлова пришла в кино в 1933 году, успев до этого поучиться в консерватории и имея опыт работы в музыкальном театре. За этот год она успела сняться у Григория Рошаля («Петербургская ночь») и Бориса Юрцева («Любовь Алены»). А потом были «Веселые ребята». У Александрова, самого голливудского из советских режиссеров, Орлова сыграла главные роли в десяти фильмах, многие из которых до сих пор остаются классикой: «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна». Музыкальные комедии сделали ее кумиром публики. Но отношение к Орловой было непривычным, непохожим на традиционное обожание, которым зрители обычно одаривают любимых артисток. Вряд ли до конца справедливо было бы честить актрису секс-символом. Ее красота проходила по другому разряду -- она не манила, но заставляла отстраненно восхищаться какой-то идеальной завершенностью, гармоничной и чуть строгой сделанностью. Логично, что и сами фильмы Александрова никогда не были любовными мелодрамами в чистом виде -- лирика неизменно была лишь одним из элементов на равных с комическими трюками и социальным пафосом. Ни в одной почти из двух десятков картин с ее участием от героинь Орловых невозможно дождаться даже невинного поцелуя. И нельзя снова не вспомнить слова Сталина, который был главным критиком и самоличным киноцензором эпохи малокартинья, откликнувшегося на обвинения иных эпизодов «Цирка» в порнографичности: «Это не порнография, это любовь». Или -- Любовь, понимать можно как угодно.

Любовь Орлова смогла стать голливудской звездой в отсутствие Голливуда -- и не имеет принципиального значения, что «Оскары» ей заменило звание народной артистки СССР и орден Ленина. Даже судьба поздних ее работ, единодушно признанных неудачами, сравнима с закатом многих голливудских див. Появление Орловой в диковатой музыкальной фантазии «Русский сувенир» или так и не вышедшем на экраны шпионском триллере «Скворец и лира» отчетливо рифмуются, скажем, с поздними ролями великой и неповторимой Джоан Кроуфорд, получившей «Оскара» за «Милдред Пирс» Майкла Кертица, а на закате карьеры махавшей топором в дешевых фильмах ужасов Уильяма Кастла. С той только разницей, что для Орловой и Кертицем, и Кастлом был один и тот же человек -- Григорий Александров.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  11.02.2002
100 лет со дня рождения Любови Орловой
По легенде, звездное актерское будущее Любови Петровны Орловой предсказал сам Шаляпин, еще до революции увидевший голосистую маленькую девочку в самодеятельном домашнем спектакле. Но вряд ли даже сам умиленный певец мог предположить, в каком объеме сбудутся его пророчества... >>
  • //  11.02.2002
Крокин-галерея и «Дом» борются за чистоту языка
В Крокин-галерее на Большой Полянке представили «Прямолинейный проект». Входишь и думаешь: попал в конструкторское бюро жутко секретного советского НИИ. Их еще называли «почтовыми ящиками», помните?.. >>
  • //  11.02.2002
В Мариинском театре поставили Cosi fan tutte
Cosi fan tutte («Так поступают все») -- очередной элемент репертуарных будней Мариинки. Честно заработанная стилистическая корректность в обращении с иноземными авторами в отношении Моцарта напоминает лицемерную карнегиевскую улыбку: научились скрывать трудовой пот и постоянные проблемы с чудовищной косной русской вокальной школой. Новосоделанной Cosi... впору заканчивать факультативный курс по Моцарту... >>
  • //  11.02.2002
Берлинский фестиваль примирился с разнообразием
На каталогах и афишах Берлинского фестиваля начертан девиз: Accept diversity -- «примирись с разнообразием». Это идея нового фестивального руководства, решившего таким образом откликнуться на реалии постсентябрьского мира. Призыв, правда, получается несколько двусмысленным -- то ли надо уважить право террористов на особую точку зрения, то ли приобщиться к культуре ислама, тогда и террористов поубавится. Но как бы то ни было, программа 52-го Берлинского кинофестиваля (а показано из заявленных 23 фильмов уже 11) действительно составлена людьми с широкими взглядами и неплохим вкусом... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика