N°232
18 декабря 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  18.12.2002
Перун-погремушка и баба-свисток
В Московском центре искусств вчера открылась выставка народной игрушки

версия для печати
Перед Новым годом музеям и галереям пришла пора немножечко впасть в детство. 19 декабря во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства на Делегатской улице откроется выставка елочной игрушки из огромной коллекции американки Ким Балашак. Вчера в Центре на Неглинной Русский музей познакомил со своими топорными коняшками и соломенными «глашками». Полтыщи выставленных в витринах народных игрушек -- лишь малая толика колоссального собрания ГРМ, начало которому в конце XIX века, как водится, положили эстеты-мирискусники.

Русский музей на московских гастролях отчаянно пытается быть серьезным. Впадать в детство ни в коем случае не желает. Веселая и дурашливая в общем-то тема бирюлек и кукол подана языком доклада научной конференции. Дизайн строг, суров и аскетичен: стеклянные витрины на фоне белых планшетов. Ничего более. Хозяйка галереи Марина Лошак предлагала организовать выставку по принципу парада различных игрушечных героев: в одном углу -- табун разномастных лошадей, в другом -- птичий концерт, в центре -- процессия лешаков, лесовиков и прочих соломенных, тряпичных и глиняных идолищ. Однако кураторы отказались и зрелищности предпочли слегка занудную архивную классификацию. Здесь витринка -- один промысловый центр: Богородское. Там витринка -- другой район куклоделия: Романово Тамбовской губернии. И так далее...

Территориальный принцип имеет свои преимущества. Он позволил уяснить, что многие куклы друг другу -- иностранцы. Даром что все они бирюльки, собачки, лошадки. Смысл и значение иногда далеки друг от друга, как Тула от Печор или пакля от глины. Сокуратор выставки, старший научный сотрудник отдела народного искусства ГРМ Ирина Колобкова объяснила мне, что в местах глухих, далеких от центров цивилизации, игрушки хранят память о своих сакральных, ритуальных функциях. Грудастые глыбовидные матроны поморских мастеров словно пришлепали с капищ каменного века. А сделаны они несколько десятилетий назад. В это же время в богатых и сытых селах, расположенных у торговых центров Волги (деревня Федосеево Нижегородской губернии), вовсю мастерили из осиновых чурок пароходы, паровозы, самолеты и -- чудо «топорной» техники -- карусели с музыкой.

Все знают, что в Сергиевом Посаде и Богородском находятся крупнейшие промыслы деревянных кукол. В бывшем Загорске открыт и знатнейший музей народной игрушки. Но мало кто представляет, что сергиевопосадские или богородские фигурки часто совсем не для игры делались, а в напоминание о пути духовном, о паломничествах и святынях. Ведь в витринах половина фигурок -- вытянутые как свечи монахи и монахини с четками в руках. Вырезывая фигурки, послушники следуют примеру основателя лавры преподобного Сергия Радонежского, который еще в XIV веке делал деревянные игрушки и дарил их детям.

Народную игрушку подделать очень сложно. Многие знания профессионалов таят многие печали. В искушенных академиями и училищами руках исчезает самое главное -- гениально-наивная целостность пластического мотива. Убивающие фантазию подробности, мелочное сюсюканье деталей игрушке противопоказаны. По словам кураторов выставки Ирины Колобковой и Марии Плотниковой, «куклу боялись полностью уподобить человеку, чтобы не нанести вреда ребенку». В корявых кусочках дерева или шершавых кусочках глины заключена та энергия, что топит лед банальности, прочищает оптику, делает восприятие мира объемным и фактурным. Народную игрушку обожали авангардисты. И потому выставка ее в Центре искусств на Неглинной, представляющем обычно изысканнейшие комментарии на тему «великой утопии», не кажется случайной.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  18.12.2002
Завод по производству целлулоидных волшебников запущен всерьез и надолго
На следующей неделе в российский кинопрокат выйдет фильм «Гарри Поттер и Тайная Комната», вторая из обещанных семи картин о мальчике-волшебнике, очередной претендент на титул кассового чемпиона всех времен и народов... >>
  • //  18.12.2002
В Московском центре искусств вчера открылась выставка народной игрушки
Перед Новым годом музеям и галереям пришла пора немножечко впасть в детство. 19 декабря во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства на Делегатской улице откроется выставка елочной игрушки из огромной коллекции американки Ким Балашак. Вчера в Центре на Неглинной Русский музей познакомил со своими топорными коняшками и соломенными «глашками». Полтыщи выставленных в витринах народных игрушек -- лишь малая толика колоссального собрания ГРМ, начало которому в конце XIX века, как водится, положили эстеты-мирискусники... >>
  • //  18.12.2002
В Москве прошел фестиваль современного танца «ЦЕХ»
«Освободи меня от времени, пространства и числа» называлась композиция екатеринбургской художницы Ольги Паутовой, прославившейся в качестве оформителя спектаклей Татьяны Багановой, а ныне решившей сделать и свой собственный танцевальный проект. Эту вычурную фразу можно без запинки сделать девизом проходящего в Москве во второй раз фестиваля современного танца «ЦЕХ» -- его участники часто не чувствовали сценического пространства и систематически изливали свои сочинения вдвое дольше, чем это мог вытерпеть даже самый благожелательный зритель. Но в балансирующем на грани любительщины и периодически в нее сваливающемся «ЦЕХе» полыхал живой огонь; зал арендованного Театра мимики и жеста заполняли продвинутые студенты; и фестиваль, подводящий итоги самого бедного года в российском contemporary dance, неожиданно внушал уверенность в том, что с современным танцем в стране все еще будет в порядке... >>
  • //  18.12.2002
Немецкое серебро из русской казны
Вчера в Успенской звоннице Музеев Московского Кремля открылась выставка «Шедевры немецкого серебра в Кремле». Богатейшую и совершенно уникальную коллекцию из царской сокровищницы, хорошо известную в Германии, в Москве показывают впервые. Показывают как нарядный рождественский подарок. От раннего немецкого Рождества -- нашему, позднему... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика