N°22 07 февраля 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Новый сериал от старых хулиганов Открылись юбилейные выставки актуальных художников начала XX века
«Бубновому валету» -- 90 лет. Вообще-то художники-валетцы -- любимые герои московских вернисажей. В Третьяковской галерее прошли персональные выставки Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, организаторов первой экспозиции 1910 года с эпатирующим мелкую буржуазию названием. Дело в том, что «бубновый валет» на французском сленге -- «мошенник», а на русской уголовной фене -- просто «каторжник». Не так давно в Эрмитаже и ГМИИ показывали живопись русских сезаннистов, идеологов созданного в 1911 году общества живописцев-хулиганов. Благодаря программной книге Глеба Поспелова и хорошим каталогам мы вроде бы знаем о валетцах почти все. Что увлекались низовой культурой: лубком, городским фольклором, ярмарками, подносами и уличными потасовками. Что первозданную азиатскую силищу, скифов «с раскосыми и жадными очами» искали, как водится, на рафинированном Западе. У Сезанна, Ван Гога, Гогена, Пикассо. Что через год после первой выставки 1910 года разругались вдрызг. И Ларионов с Гончаровой двинулись к собственной правде живописи. Стали делать альтернативные валетцам выставки: «Ослиный хвост» и «Мишень».
Новый юбилейный проект «Путь на Запад? Путь к себе», представленный сразу на двух площадках, в Московском центре искусств и галерее «Элизиум», уникален тем, что позволяет вернуть «дикарскую остроту зрения» (определение Бенедикта Лифшица), утерянную теми, кто русских сезаннистов видит прежде всего в контекстах и концепциях. Главное на новой выставке не шарить глазами по этикеткам. Расслабиться. Прочистить оптику, проветрить мозги от музейной и архивной пыли. Не разделять мастеров на главных и второстепенных, на известных и забытых. Ведь почти все картины для московского зрителя премьерные. Почему же так вышло? В далеких 1919--1927 годах отдел изо Наркомпроса взялся просвещать российскую провинцию. Своими фондами он поделился со многими музеями региональных и областных центров. Искусство привозили самое по тем временам продвинутое: русский авангард «от А до Я». Так валетцы поехали обживать провинцию (того, собственно, и сами хотели). Нынешняя выставка в Московском центре искусств собрана из коллекций десяти музеев Центральной России: Вологды, Иванова, Кирова, Костромы, Переславля-Залесского, Ростова, Рыбинска, Рязани, Твери, Ярославля. Была бы еще Тотьма, если бы не случившийся летом криминальный скандал. Выставка, организованная ярославским музеем, не сразу попала в Москву. До этого кочевала по разным городам. В Костроме и украли работу Ольги Розановой "Цветная композиция" из собрания тотьменского музея. После чего, естественно, Тотьма из марафона выбыла. Слава богу, другие остались. И прибавилась раритетная экспозиция валетцев из частных собраний Москвы в галерее «Элизиум» (здание ЦДХ на Крымском валу). Правильная постановка глаза получилась не только потому, что картины чисты от хрестоматийного глянца. Еще благодаря точно найденному ритму развески полотен в Центре на Неглинной. Глеб Поспелов считает, что первые выставки «Бубнового валета» создавались по принципу «серийного станковизма». Это когда «движение кисти, начавшееся на одном полотне, словно перехлестывало его границы, перебрасываясь с холста на холст». Особо важным оказывалось впечатление не от конкретной работы Куприна или Фалька, но от всей клокочущей живописной массы. Такой «настенный театр» (кстати, исследователи называют этим термином собственно лубок) и показали на Неглинке. Картины висят близко. Стены набухают тучным красочным черноземом. Вот еще мгновение -- и рамы не выдержат. Жирные искрящиеся рыбы Ларионова скользко шлепнутся на пол. Хлебы Кончаловского покатятся по столу. «Двойной валет-автопортрет» Барт выскочит в зал и начнет отмачивать штучки, подобные тем, которые, по воспоминаниям Симонович-Ефимовой, выделывал когда-то Илья Машков: «Сзади, сбоку, поверх -- летает, бия каблуками пол... раздавливая морально и физически видом архимолодой своей энергии». Вот вам и 90-летний юбилей!
На юбилейный концерт «Триумфа» в Москву съехались все звезды джаза Истинным поклонникам джаза, пристально следящим за всеми западными джазменами, сложно прийти в себя после концерта, который устроил «Триумф» в рамках своего юбилейного фестиваля. Звезды на небе сошлись -- и звезды к нам съехались, причем в таком количестве, что простое их перечисление займет достаточно много места. Это трубач Рэнди Брэккер, саксофонист Джо Ловано, барабанщик Билли Кобэм, исполнитель на губной гармошке Тутс Тилеманс со своим постоянным партнером пианистом Кенни Вернером, певцы Ди Ди Бриджуотер и Кэвин Махогэни, вибрафонист Гэри Бертон с пианистом Макото Озоне и комбо во главе с барабанщиком Элвином Джонсом. Знатоки, увидев такой «списочек», откроют рот -- перед каждой фамилией можно смело ставить номер один... >>
«Пришелец» на экранах Москвы Американского фантаста Филипа Киндреда Дика экранизировали нечасто, но снайперски. Самым первым был «Бегущий по лезвию бритвы» Ридли Скотта, где в висячих садах так и не наступившего будущего Харрисон Форд примеривал на себя хэмфрибогартовскую хандру и видел во сне единорога. Потом -- «Вспомнить все» Пола Верхувена, шварценеггеровские воспоминания оптом и в розницу. А там и «Крикуны» Кристиана Дюгея с Питером Уэллером -- незамеченный шедевр среднебюджетной фантастики середины девяностых. До конца этого года выйдет еще и «Особое мнение» Стивена Спилберга с Томом Крузом в главной роли, и в ближайшее время конвейер вряд ли остановится. Но самому Дику до этого нет никакого дела. Он умер от сердечного приступа в 1982 году, за пару месяцев до того, как «Бегущий» вышел на американские экраны... >>
«Дочь фараона» снова возвращается в Большой театр Ей позволили вернуться. Не сразу домой, в Большой театр (это вроде бы будет в мае), пока что «на 101-й километр» -- в Кремлевский Дворец, на огромную и жесткую сцену. Но и то хорошо: в биографии «Фараонки» такого везения немного... >>
Открылись юбилейные выставки актуальных художников начала XX века «Бубновому валету» -- 90 лет. Вообще-то художники-валетцы -- любимые герои московских вернисажей. В Третьяковской галерее прошли персональные выставки Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, организаторов первой экспозиции 1910 года с эпатирующим мелкую буржуазию названием. Дело в том, что «бубновый валет» на французском сленге -- «мошенник», а на русской уголовной фене -- просто «каторжник». Не так давно в Эрмитаже и ГМИИ показывали живопись русских сезаннистов, идеологов созданного в 1911 году общества живописцев-хулиганов. Благодаря программной книге Глеба Поспелова и хорошим каталогам мы вроде бы знаем о валетцах почти все... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|