N°192 17 октября 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Филин на обломках Совершенно новый спектакль тринадцатилетней давности
Открывая сезон, Центр им. Вс. Мейерхольда (далее ЦИМ) привез из Петербурга и показал на своей площадке «Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом». Спектакль поставлен давным-давно и регулярно играется в Александринском театре. Какую надобность в этих однодневных гастролях усмотрел Валерий Фокин, руководитель ЦИМа?
Отвечаю немедля: двоякую. Во-первых, ЦИМ и Александринка, получив благословение Минкульта, приступили к осуществлению пятилетнего плана под оригинальным названием «Новая жизнь традиции». О том, что намечено в Плане (почему-то очень хочется писать его с большой буквы), я говорить не могу. Дыхание перехватывает. Как выражался поэт, близкий Мейерхольду, «Я планов наших люблю громадье» -- да и чего ж тут не любить-то, пока все только в планах? Спектакль Григория Козлова и Алексея Девотченко (первое исполнение -- 1989 год; официальная премьера -- 1994 год), оказался замечательным, удивительно емким по смыслу и, отчасти, горьким прологом ко всему, что намечено Планом. Это -- во-вторых и в главных: вот вам новая жизнь традиции. Не ждали? Впрочем, все по порядку. Существует театральная легенда с характерным питерским привкусом: на дворе конец 80-х, двух профнепригодных студентов выгоняют из ЛГИТМиКа, одного (блондина) -- с актерского, другого (брюнета) -- с режиссерского курса. Сидят они, курят, выпить хочется, но не на что. Блондин что-то про себя мурлычет, тут брюнет спрашивает: «А на гитаре ты умеешь играть?» «Умею, -- индифферентно говорит блондин. -- Но на рояле лучше». Поверить в легенду мешает лишь одно: я совершенно не могу себе представить Алексея Девотченко, отвечающего на какой бы то ни было вопрос индифферентно. Он этого не умеет ни на сцене, ни в жизни. Самые элементарные обороты речи -- «без десяти час», «второй поворот налево» и пр. -- у этого человека могут звучать как оскорбление, заклинание, сдержанный стон или вызов на дуэль, но в своем естественном значении удержаться никак не способны. Актер Девотченко -- раб подтекста, и вряд ли он сам всегда знает, какие смыслы растут у него под и над сказанными словами. А в остальном, возможно, все так и было: с этого перекура вполне могла начаться работа над спектаклем «Концерт Саши Черного...», а также большая судьба двух признанных ныне мастеров сцены, лауреатов Госпремии и прочая, и прочая. Заслуженная слава не могла не отразиться на судьбе студенческой работы, которая в полном смысле слова имеет право называться исторической. Она и отразилась. Впервые я смотрел спектакль Девотченко и Козлова где-то между 89-м и 94-м годами. Точную дату трудно вспомнить по естественным причинам: билеты до Питера тогда были дешевы, а дружеские связи -- дороги. И стихи Саши Черного в ту пору знал наизусть почти любой встречный (из тех, с кем встречались). Спектакль привел меня в восторг. На полу стояло какое-то драное (однако, прекрасно настроенное) фортепиано. Повсюду валялись скомканные газеты. Перед инструментом сидел полугофмановский безумец, взявшийся объяснить НАМ (собравшимся), почему так скверно и тупо живут ОНИ -- не гневно, но сострадательно и лишь отчасти насмешливо. Всем было весело -- оттого, что «...в столовой тараканы, оставя черный хлеб, нахмурились слегка», оттого, что «квартирант и Фекла на диване...» и, главное, оттого, что «танцы -- радость, книжки -- бя!». Это было сладко (с кислинкой) и прозрачно, как леденец. Я почти не застал тех времен, когда Девотченко начал вырабатывать в себе навыки трагика. Иначе: для меня было неожиданностью, что персонажи Саши Черного вдруг стали Алексею Девотченко дороже, чем озвученные, пропетые стихи. Пошлость жизни, которую Саша Черный очень близко принимал к сердцу (находя, тем не менее, силы пошучивать над нею), сегодня для Девотченко оказалась едва ли не единственным содержанием жизни. Нынешняя тема его спектакля -- поиск выхода для СЕБЯ, поскольку прежние ОНИ и МЫ слились в единое, непобедимое целое. Смешно сказать: не поэтому ли он уговорил себя побриться под скинхеда? «Я как филин на обломках переломанных богов...» -- это, пожалуй, самая страстная, самая жгучая фраза в нынешнем «Концерте Саши Черного...». Что еще добавить? На фортепиано Алексей Девотченко играет не как концертмейстер, а (надеюсь, прозвучит не в обиду) как идеальный тапер: возбуждая публику синкопами, лихо врываясь в фортиссимо и, что главное, почти целиком подчиняя ноты звукам речи. Бритоголовость ему, пожалуй, к лицу. Стихи, написанные Сашей Черным в эмиграции, спасти не в силах даже он -- как ни читай, а это, увы, унылая рухлядь: озвучивать ее стоило лишь при Советской власти... Но в целом спектакль «Концерт Саши Черного...» в новом качестве не менее интересен, чем в прежнем. ЦИМ намерен показать в Москве нового александринского «Ревизора»: Валерий Фокин поставил его на основе мейерхольдовской сценической версии. Девотченко там играет Хлестакова. Есть вероятность, что александринцы приедут в декабре: следите за афишами и постарайтесь не пропустить.
Театральный фестиваль «Балтийский дом» закрылся очень советским «Ревизором» В «Ревизоре», которого поставил Алвис Херманис, бывший подданный советской империи, а ныне гражданин независимой Латвии в им же возглавляемом Новом рижском театре, типично российская история транспонирована в типично советскую. Время действия - СССР, который мы потеряли. Место действия - прошлое, которое мы не забыли... >>
Сегодня российские кинематографисты решат, кто достоин «Оскара» Сегодня, в шесть часов вечера, на киностудии «Мосфильм» соберется комиссия по выдвижению российского претендента на премию Американской киноакадемии «Оскар». Тайным голосованием его тринадцать членов решат, какому фильму выпадет честь представить отечество на самом престижном киноконкурсе мира. Предварительно отобрано семь претендентов: «Конец века» Лопушанского, «Любовник» Тодоровского, «Звезда» Лебедева, «Война» Балабанова, «Письма к Эльзе» Масленникова, «Дом дураков» Кончаловского, «Кукушка» Рогожкина... >>
Совершенно новый спектакль тринадцатилетней давности Открывая сезон, Центр им. Вс. Мейерхольда (далее ЦИМ) привез из Петербурга и показал на своей площадке «Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом». Спектакль поставлен давным-давно и регулярно играется в Александринском театре. Какую надобность в этих однодневных гастролях усмотрел Валерий Фокин, руководитель ЦИМа?.. >>
Арбат в фотографиях Александра Потресова В новом выставочном зале в Денежном переулке -- филиале Музея А.С. Пушкина -- квартира Андрея Белого и галерея «Ковчег» показывают фотосерию Александра Потресова «Гибель Арбата». Сам фотограф, скончавшийся в 1972 году, имел квартиру в окрестностях старой улицы. Был арбатским старожилом. Все, что творилось с этим районом, начиная с 60-х годов, Потресов мог наблюдать буквально из окна своего дома. Он и наблюдал, взяв в руки фотокамеру. Только не рассчитывайте прийти на выставку и поностальгировать там. Перед вами не вариации на тему утраченных интеллигентских мифов, а страшная в своей безыскусной простоте «хроника объявленной смерти», документация уничтожения района, того самого, что уступил место будущему Калининскому проспекту. Его когда-то называли Собачьей площадкой, помните?.. >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|