N°192
17 октября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  17.10.2002
Взрыв из прошлого
Арбат в фотографиях Александра Потресова

версия для печати
В новом выставочном зале в Денежном переулке -- филиале Музея А.С. Пушкина -- квартира Андрея Белого и галерея «Ковчег» показывают фотосерию Александра Потресова «Гибель Арбата». Сам фотограф, скончавшийся в 1972 году, имел квартиру в окрестностях старой улицы. Был арбатским старожилом. Все, что творилось с этим районом, начиная с 60-х годов, Потресов мог наблюдать буквально из окна своего дома. Он и наблюдал, взяв в руки фотокамеру. Только не рассчитывайте прийти на выставку и поностальгировать там. Перед вами не вариации на тему утраченных интеллигентских мифов, а страшная в своей безыскусной простоте «хроника объявленной смерти», документация уничтожения района, того самого, что уступил место будущему Калининскому проспекту. Его когда-то называли Собачьей площадкой, помните?

Один пасмурный день 1964 года. В кадре военная техника. Хмурые граждане в кепках. Зона вокруг Дома архитектора на Новинском бульваре оцеплена. Подрывники готовятся. Дом еще стоит. Другой пасмурный день 1964 года. Хмурые граждане в кепках. Милиционер с тяжелым подбородком. Неотличимый от Шурика-Демьяненко очкарик с худой шеей, «физик-лирик» 60-х. Все напряженно глядят мимо объектива. До взрыва Дома архитектора на углу Новинского бульвара и Кречетниковского переулка остались считанные секунды. Тот же пасмурный день 1964 года. Клубы дыма. Смазанные силуэты. На переднем плане бегут люди с перекошенными лицами -- свидетели взрыва Дома архитектора. День тот же или следующий. Такой же пасмурный. Такой же «межсезонный». Одинокий пожарный пустил струю на дымящуюся развалину, из вспоротого брюха которой торчит то, что когда-то было комнатами, библиотеками, лекториями. Дома архитектора больше нет. Вокруг пепелища все те же хмурые граждане в кепках.

Если не знать, о чем, собственно, речь, можно подумать, что мы смотрим современную хронику бомбардировок Белграда или Грозного. Испуганные люди сбились в стаи. Словно слушают радиопредупреждения о налетах. Клубы дыма. Развороченные внутренности домов. Бесстрастный объектив репортера оставляет мало шансов для рефлексии. Только шок и боль. Пропала жизнь -- ушла из этих мест. И не вернется. А дух арбатского «дворянства»? Он стал коммерческим брендом для «офонаревшей» улицы, на которую с нескрываемым ужасом смотрит бронзовый Окуджава.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  17.10.2002
Театральный фестиваль «Балтийский дом» закрылся очень советским «Ревизором»
В «Ревизоре», которого поставил Алвис Херманис, бывший подданный советской империи, а ныне гражданин независимой Латвии в им же возглавляемом Новом рижском театре, типично российская история транспонирована в типично советскую. Время действия - СССР, который мы потеряли. Место действия - прошлое, которое мы не забыли... >>
  • //  17.10.2002
Сегодня российские кинематографисты решат, кто достоин «Оскара»
Сегодня, в шесть часов вечера, на киностудии «Мосфильм» соберется комиссия по выдвижению российского претендента на премию Американской киноакадемии «Оскар». Тайным голосованием его тринадцать членов решат, какому фильму выпадет честь представить отечество на самом престижном киноконкурсе мира. Предварительно отобрано семь претендентов: «Конец века» Лопушанского, «Любовник» Тодоровского, «Звезда» Лебедева, «Война» Балабанова, «Письма к Эльзе» Масленникова, «Дом дураков» Кончаловского, «Кукушка» Рогожкина... >>
  • //  17.10.2002
Совершенно новый спектакль тринадцатилетней давности
Открывая сезон, Центр им. Вс. Мейерхольда (далее ЦИМ) привез из Петербурга и показал на своей площадке «Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом». Спектакль поставлен давным-давно и регулярно играется в Александринском театре. Какую надобность в этих однодневных гастролях усмотрел Валерий Фокин, руководитель ЦИМа?.. >>
  • //  17.10.2002
Арбат в фотографиях Александра Потресова
В новом выставочном зале в Денежном переулке -- филиале Музея А.С. Пушкина -- квартира Андрея Белого и галерея «Ковчег» показывают фотосерию Александра Потресова «Гибель Арбата». Сам фотограф, скончавшийся в 1972 году, имел квартиру в окрестностях старой улицы. Был арбатским старожилом. Все, что творилось с этим районом, начиная с 60-х годов, Потресов мог наблюдать буквально из окна своего дома. Он и наблюдал, взяв в руки фотокамеру. Только не рассчитывайте прийти на выставку и поностальгировать там. Перед вами не вариации на тему утраченных интеллигентских мифов, а страшная в своей безыскусной простоте «хроника объявленной смерти», документация уничтожения района, того самого, что уступил место будущему Калининскому проспекту. Его когда-то называли Собачьей площадкой, помните?.. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика