N°191 16 октября 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
И Гейне, парадоксов друг Посещение выставок в литературных музеях обречено быть «прогулкой одинокого мечтателя»
Через два квартала от Государственного музея А.С. Пушкина на Пречистенке расположен основанный Ольгой Свибловой Московский дом фотографии. Ради любопытства, загляните как-нибудь вечерком в оба этих почтенных дома. В Доме фотографии проходит выставка Екатерины Рождественской «Частная коллекция». Там -- вспомним недавно навещавшего Москву философа Бодрийяра -- представлены абсолютные симулякры, универсальные заменители искусства, творчества, людей, жизни наконец. Великие портреты и портреты великих (Дюрера, Ван Гога, Рембрандта) выставлены на панель масскульта. Портрет Рембрандта сыграл Доренко. Портрет Дюрера --Андрей Макаревич. А чо? Пускай народ хоть так приобщится к высокому, к «высокому» с лейблом «фаст-фуд». Народ и приобщается. Хвост очереди страждущих встретить прекрасное плавно огибает здание Дома фотографии и заканчивается чуть ли не в центре соседнего переулка.
«Портрет великого» во всех его страдальческих подробностях, не гламурный, лживый, а живой и искренний интересует куда меньше. Практически в совершенно пустых залах выставки «Генрих Гейне. Жизнь и творчество» уютного пушкинского музея поначалу на ум приходит лишь это: «Пройдут века, забудет мир поэта...» Так сам Гейне о себе написал, убийственно трезво оценивая и людское беспамятство, и людскую память. «Вероятно, я умножу собою число тех благородных и великих мужей Германии, которые сходят в могилу с разбитым сердцем и в изодранном сюртуке. Тогда мне в Дюссельдорфе, наверное, поставят памятник». И, действительно, поставили... в 1981 году по случаю 125-й годовщины со дня смерти. А до этого восхищались, презирали, обожествляли, запрещали и даже жгли в кострах книги (для нацистов Гейне был злейший враг: скиталец при жизни, наделенный даром «всемирной отзывчивости» к разным культурам и традициям, да к тому же участник либерального движения на волне Французской революции 1830 года, да к тому же тонкий саркастический ум, да к тому же -- страшно подумать -- дюссельдорфский еврей, носивший до крещения имя Гарри). Что заставило королеву Елизавету Австрийскую начать в конце XIX века в Дюссельдорфе собирать архив Гейне, ставший основой современного единственного в мире Института Генриха Гейне? Почему возникла потребность привезти материалы этого дюссельдорфского института (автографы, книги, портреты) в Москву и показать их в музее русского поэта? (Ведь с Александром Сергеевичем Гейне даже знаком не был, об интересе к творчеству, по словам русского куратора Яны Скибы, свидетельствует лишь библиотечное требование Гейне с заказом на прозу Пушкина.) Ответ на вопросы можно найти в последнем зале выставки на Пречистенке. Там экспонируются произведения современных немецких художников, созданные на тему творчества Гейне. Среди них и обыгрывающие романтическую иконографию жесткие по ритму и фактуре портреты поэта, и «книги художника» -- авторские альбомы, визуальные комментарии к стихам Гейне. На одном из них в коллаже узнается знаменитая Мэрилин Монро Энди Уорхола. Этот, похожий на единую инсталляцию зал представляет нам Гейне, живущим в начале XXI века. Не обращая внимания на бидермейеровские штампы его ранних стихов, сосредотачиваясь лишь на главном («Книге песен», «Путевых картинах», «Романтической школе», «Романсеро», «Истории религии и философии Германии»...), осознаешь, что Гейне перформансировал жизнь куда радикальнее нынешних концептуалистов или поп-артистов. Он раскалывал обыденное сознание, напрягал самодовольный и сонный ход мысли, то и дело проверял на прочность безусловные, казалось, авторитеты и аксиомы. «О, этот рай! Удивительное дело: едва женщина поднялась до мышления и самосознания, как первой ее мыслью было: новое платье!». Так о Еве. «Деизм живет... и менее всего убила его новейшая немецкая философия. Эта паутинообразная берлинская диалектика неспособна выманить собаку из-под печки, она неспособна даже кошку убить, не то что Бога». Так о гегельянцах. «Всякое сомнение в Боге есть сомнение в жизни, есть смерть». Так об атеистах вообще. «Обожествивший себя безбожник». Так о своем друге Карле Марксе в частности. «На стертых лоскутах тетради // Тебе обязан я как муж // Пером гусиным, шутки ради // Строчить рифмованную чушь». Так об альбоме любимой жены Матильды. «Гораздо лучше согреет коровница, если, влюбившись, станет целовать нас толстыми губами, хоть от нее порядком-таки попахивает хлевом». Так о лучах посмертной славы. Даже если вся Москва пойдет стоять в очереди за фотокомиксами Рождественской, останется один сорт людей, которым для поддержания чести мундира просто необходимо отправиться на поклон к Гейне. Это наш брат критик, чье профессиональное кредо Гейне сформулировал в великой фразе: «Я не знаю, где кончается ирония и начинается небо».
В «России» отметили 25-летие театра Бориса Эйфмана Юбилей начался с реквиема. Пошли в сумраке из кулисы в кулису темные фигуры, потащили за собой замотанные в тряпки трупы на веревочках. Грянула моцартовская фонограмма. Затем плотный молодой человек с искаженным лицом, весь в белом, стал искать смысл жизни среди агрессивного сине-серого кордебалета. Почитатели таланта Бориса Эйфмана довольно вздохнули в креслах, узнав отрывок из спектакля... >>
Издательство «Азбука» выпустило модный роман норвежца Эрленда Лу Книги серии Bibliotheca Stylorum издательства «Азбука» излучают доброжелательный прагматизм, вызывающий немедленную симпатию. Во-первых, они очень удобны по формату. Не требуя обширного пространства академической книжной полки, они легко помещаются в кармане куртки. Во-вторых, если в куртке много карманов, можно положить туда несколько новинок -- «Лучшую в мире страну» Эрленда Лу, «Мост» Иэна Бэнкса, «Ангелов опустошения» Керуака, сосредоточив на небольшом объеме актуальное и непреходящее... >>
Посещение выставок в литературных музеях обречено быть «прогулкой одинокого мечтателя» Через два квартала от Государственного музея А.С. Пушкина на Пречистенке расположен основанный Ольгой Свибловой Московский дом фотографии. Ради любопытства, загляните как-нибудь вечерком в оба этих почтенных дома. В Доме фотографии проходит выставка Екатерины Рождественской «Частная коллекция». Там -- вспомним недавно навещавшего Москву философа Бодрийяра -- представлены абсолютные симулякры, универсальные заменители искусства, творчества, людей, жизни наконец. Великие портреты и портреты великих (Дюрера, Ван Гога, Рембрандта) выставлены на панель масскульта. Портрет Рембрандта сыграл Доренко. Портрет Дюрера --Андрей Макаревич. А чо? Пускай народ хоть так приобщится к высокому, к «высокому» с лейблом «фаст-фуд». Народ и приобщается. Хвост очереди страждущих встретить прекрасное плавно огибает здание Дома фотографии и заканчивается чуть ли не в центре соседнего переулка... >>
Вадим Репин и Борис Березовский впервые вместе сыграли в Москве У дуэта -- скрипач Вадим Репин и пианист Борис Березовский -- богатая история. Их совместные записи Прокофьева, Стравинского, Равеля и Рихарда Штрауса выходили на престижной фирме Erato, концерты случаются по всему миру, а репертуар охватывает два века русской и европейской музыки. Актуальные мировые звезды не просто понимают друг друга с полуслова, но, кажется, чихают в такт. Репин с Березовским словно вышли из одного лицея: эдакие Пушкин с Кюхельбекером... >>
В итальянский прокат вышел фильм «Пиноккио» На прошлой неделе в итальянский кинопрокат вышла новая версия знаменитой сказки Карло Коллоди в постановке режиссера Роберто Бениньи. Итальянцы с нетерпением ожидали выхода в свет ленты о национальном любимце -- деревянном мальчике Пиноккио -- в постановке другого национального любимца, того, кто в 1999 году взял сразу трех «Оскаров» за нашумевший фильм «Жизнь прекрасна». Тем паче, что и роль знаменитого деревянного человечка сыграл сам Бениньи... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|