N°191
16 октября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  16.10.2002
Джентльмены на даче
Вадим Репин и Борис Березовский впервые вместе сыграли в Москве

версия для печати
У дуэта -- скрипач Вадим Репин и пианист Борис Березовский -- богатая история. Их совместные записи Прокофьева, Стравинского, Равеля и Рихарда Штрауса выходили на престижной фирме Erato, концерты случаются по всему миру, а репертуар охватывает два века русской и европейской музыки. Актуальные мировые звезды не просто понимают друг друга с полуслова, но, кажется, чихают в такт. Репин с Березовским словно вышли из одного лицея: эдакие Пушкин с Кюхельбекером.

Международная карьера Березовского и Репина складывается эффектно, что для уезжавших в 90-е молодых российских музыкантов почти что редкость. С тех пор как один в статусе вундеркинда вылетел из гнезда знаменитого педагога Захара Брона, а другой был удостоен Гран-при Конкурса Чайковского, так и не получив диплома об окончании Московской консерватории, оба переиграли с лучшими оркестрами. Обзавелись эксклюзивными контрактами (у Репина контракт с Erato, Березовского полюбил Teldec) и прижились на элегантных фестивалях и площадках.

С концертами в Россию оба стали приезжать, только заработав звездный статус на международном рынке. За последнее время Репин ни разу не сыграл здесь сольной программы. Только прирастал к оркестровым массам и событиям повышенной светскости в качестве свадебного генерала. В отличие от него Березовский любит ошарашить местную публику сольными клавирабендами в жанре «навстречу рекордам». То сыграет все трансцедентные этюды Листа, то все концерты Бетховена в один вечер. Так что его репутация приобрела уже спортивный оттенок.

Дуэт в БЗК представил обоих в нетривиальном свете. Репина -- как точного и тонкого исполнителя, Березовского -- как изумительного партнера и неординарного камерного музыканта.

Для своей российской презентации дуэт выбрал качественный и хорошо известный репертуар. «Дьявольские трели» Тартини--Крейслера, Первая скрипичная соната Прокофьева, соната Рихарда Штрауса и серия шлягерных миниатюр Чайковского и Крейслера на бис в издевательски стремительных темпах. Все сыграно с предельным стилевым чутьем, феерическим звуком, без эмоциональной броскости и без бурного технического напряжения. Легко.

Обоих равно ценят и специалисты, и широкая публика, но и с той, и с другой стороны часто слышатся упреки в равнодушии и холодном техницизме. Но соната Прокофьева редко звучит так строго и прозрачно. А соната Штрауса не часто бывает столь веской и поэтичной. О такой просчитанной и с тихим блеском выполненной ансамблевой динамике многие могут только мечтать. А полноценный дуэтный стиль, где о лидерстве не может быть и речи, составляет предмет музыкантской зависти. При всей разности манер у Березовского и Репина есть нечто общее, что делает ансамбль идеальным. Виртуозность не рассматривается как героизм, всякие сумрачные глубины прикрываются небрежностью, и на переднем плане оказываются флер и фронда. Но едва ли не между нот, в насквозь брошенной краске или точной линии, видна не столько профессиональная выправка, сколько редкая инструментальная и интеллектуальная свобода. Едва ли не самое приятное то, что другого смысла, кроме музыкального, в концерте не было. Ни тебе светского повода, ни рекордов, ни даже концептуальности. А это теперь еще больший раритет, чем, скажем, хорошо звучащий инструмент или исполнительская пластика.
Юлия БЕДЕРОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  16.10.2002
В «России» отметили 25-летие театра Бориса Эйфмана
Юбилей начался с реквиема. Пошли в сумраке из кулисы в кулису темные фигуры, потащили за собой замотанные в тряпки трупы на веревочках. Грянула моцартовская фонограмма. Затем плотный молодой человек с искаженным лицом, весь в белом, стал искать смысл жизни среди агрессивного сине-серого кордебалета. Почитатели таланта Бориса Эйфмана довольно вздохнули в креслах, узнав отрывок из спектакля... >>
  • //  16.10.2002
Издательство «Азбука» выпустило модный роман норвежца Эрленда Лу
Книги серии Bibliotheca Stylorum издательства «Азбука» излучают доброжелательный прагматизм, вызывающий немедленную симпатию. Во-первых, они очень удобны по формату. Не требуя обширного пространства академической книжной полки, они легко помещаются в кармане куртки. Во-вторых, если в куртке много карманов, можно положить туда несколько новинок -- «Лучшую в мире страну» Эрленда Лу, «Мост» Иэна Бэнкса, «Ангелов опустошения» Керуака, сосредоточив на небольшом объеме актуальное и непреходящее... >>
  • //  16.10.2002
Посещение выставок в литературных музеях обречено быть «прогулкой одинокого мечтателя»
Через два квартала от Государственного музея А.С. Пушкина на Пречистенке расположен основанный Ольгой Свибловой Московский дом фотографии. Ради любопытства, загляните как-нибудь вечерком в оба этих почтенных дома. В Доме фотографии проходит выставка Екатерины Рождественской «Частная коллекция». Там -- вспомним недавно навещавшего Москву философа Бодрийяра -- представлены абсолютные симулякры, универсальные заменители искусства, творчества, людей, жизни наконец. Великие портреты и портреты великих (Дюрера, Ван Гога, Рембрандта) выставлены на панель масскульта. Портрет Рембрандта сыграл Доренко. Портрет Дюрера --Андрей Макаревич. А чо? Пускай народ хоть так приобщится к высокому, к «высокому» с лейблом «фаст-фуд». Народ и приобщается. Хвост очереди страждущих встретить прекрасное плавно огибает здание Дома фотографии и заканчивается чуть ли не в центре соседнего переулка... >>
  • //  16.10.2002
Вадим Репин и Борис Березовский впервые вместе сыграли в Москве
У дуэта -- скрипач Вадим Репин и пианист Борис Березовский -- богатая история. Их совместные записи Прокофьева, Стравинского, Равеля и Рихарда Штрауса выходили на престижной фирме Erato, концерты случаются по всему миру, а репертуар охватывает два века русской и европейской музыки. Актуальные мировые звезды не просто понимают друг друга с полуслова, но, кажется, чихают в такт. Репин с Березовским словно вышли из одного лицея: эдакие Пушкин с Кюхельбекером... >>
  • //  16.10.2002
В итальянский прокат вышел фильм «Пиноккио»
На прошлой неделе в итальянский кинопрокат вышла новая версия знаменитой сказки Карло Коллоди в постановке режиссера Роберто Бениньи. Итальянцы с нетерпением ожидали выхода в свет ленты о национальном любимце -- деревянном мальчике Пиноккио -- в постановке другого национального любимца, того, кто в 1999 году взял сразу трех «Оскаров» за нашумевший фильм «Жизнь прекрасна». Тем паче, что и роль знаменитого деревянного человечка сыграл сам Бениньи... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика