N°184 07 октября 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Казисты и неказисты Одна дирижерская премьера и один дирижерский юбилей
В Москве случилось сразу два заметных оркестровых события -- юбилейный фестиваль Владимира Федосеева с БСО и российская премьера за пультом РНО сенсационно успешного в Европе молодого дирижера Владимира Юровского. Если бы не концертное расписание, соединившее статусный оркестр с относительно молодым, заслуженного мастера и музыканта новейшей школы, их никто и не подумал бы сравнивать. Но формальный повод провоцирует если не на сравнения, то на наблюдения за дирижерскими и оркестровыми стратегиями. В случайном конкурентном режиме они выглядят особенно выпукло.
Для юбилея Федосеев сделал концертную мини-серию с неожиданным репертуаром -- венскими опереточными миниатюрами, «Маленькой ночной серенадой» и оперными фрагментами в исполнении уже очень пожилых, но, наверное, самых любимых в России вокалистов-звезд -- до сих пор волшебной Мирелы Френи и мастерски, но уже без голоса поющего Николая Гяурова. Мастер играть большие симфонические формы Федосеев решил теперь показать себя венцем (он ведь кроме БСО много работает еще и с венскими филармониками). Оказалось, легкие стили он играет с той же серьезностью и суровой пышностью, с какой делает, скажем, Малера или Чайковского. Моцарт при таком подходе становится по-старообрядчески окладистым, а прелюдия к «Травиате» -- стоячей и задумчивой. В последний вечер -- с министрами, вокалистами, дирижерами и прочими vip`ами среди публики -- только в «Ромео и Джульетте» Чайковского мясистый, пластичный оркестровый звук и симфонический масштаб предъявили оркестр и Федосеева в лучшем виде. Ни плотное звучание, ни тяжелые темпы, ни масштабность уже не входили в противоречие с репертуаром. От сохранившегося вокала Френи, ее нежности и дерзкости, от гяуровского актерства и их общего очарования публика, как и предполагалось, всхлипывала (особенно в «русском» отделении). В своем вступительном слове Михаил Швыдкой перефразировал старую поговорку: «Жизнь артиста сегодня казиста, тяжела как всегда и очень величественна». А оркестр эту мысль спонтанно проиллюстрировал. Коллектив, вспоминающий в программке о своей записи гимна Советского Союза, десятилетиями звучавший по радио и в телевизоре, единственный из старых оркестров сохранивший качество, действительно, казист и далее по пунктам. Владимир Юровский собирается когда-нибудь сменить стареющих титанов. В новой когорте, уже занимающей позиции на мировом рынке дирижерского искусства, из русскоязычной публики кроме него еще только Андрей Борейко. Визит Юровского по приглашению РНО заранее стал сенсацией. Россию он посещал в 1990 году, но тогда был еще юным и не дирижировал. Теперь он работает с именитыми европейскими оркестрами и театрами, а недавно занял высокий пост худрука старейшего в Англии Глайндбурнского оперного фестиваля -- сильного конкурента Зальцбурга и Байрейта. Таким образом, Юровский получил статус новой международной звезды. Шум по поводу его приезда оказался чуть громче, чем впечатление от его работы с РНО, но в ней была изящная интрига и сильное решение. Юровский придумал изумительную по красоте и стильности программу из музыки ХХ века без единого замыленного шлягера. В качестве объединяющего принципа выбрана дансантность (практически все в программе -- балетная музыка), а если кто помнит, это главный конек дирижирующего основателя РНО Михаила Плетнева. Да и следующий худрук РНО Владимир Спиваков танцевальность тоже уважал. Подспудной плетневской балетности (особенно выразительной в небалетной симфонической музыке) и публичным спиваковским танцам Юровский противопоставил свою версию дансантности, которая в ХХ веке так заигралась с пружиной ритма, что совершенно ее растянула. «Игры» Дебюсси вышли клочковатым облаком, но тембровый импрессионистский балет был выполнен безукоризненно. И в концерте для бандонеона с оркестром Астора Пьяцоллы (солист -- Пер Анри Глорвиген, известный по работе с Гидоном Кремером), и в симфо-минималистских «Танцах Председателя» Джона Адамса из оперы «Никсон в Китае», и в «Жар-птице» Стравинского Юровский прежде всего услышал сумасбродные танцы тембров и движения оркестровых плотностей, но не ритмические данные. Их он как-то намеренно игнорировал. Судорожно сделанный Пьяцолла напыжился и потерял ансамблевое обаяние. Зато Адамс и «Жар-птица» предъявили концепцию строго и убедительно. Юровский дирижировал завитки и завихрения, сны и наваждения. И доставлял оркестру удовольствие звучать так, как умеет он один, -- технологически изысканно, с опорой на изумительные соло духовых с матовым гламуром струнных. Из всего услышанного в эти дни напрашивается вывод: новейшие дирижерские и оркестровые манеры ищут себя где-то между интеллектуализмом и сенсуализмом, опираются на технологически изысканные стили и вытаскивают из декоративности ее малознакомый, по-новому экспрессивный потенциал. Но старые стратегии, сваренные из окладистого симфонизма, пышно-строгих стилей и оркестрового баланса с опорой на мясистые струнные, не теряют своих позиций. Диалог выглядит захватывающе. Главное, чтобы эстетические новости, отстаивая свою убедительность, быстро не состарились. |
В Москве наконец-то появился мюзикл без «фанеры» Мюзикл Chicago идет по всему миру, от Аргентины до Новой Зеландии, и поток заказов не иссякает. Это не удивляет: в последние годы мы стремительно возвращаемся к вкусам истеблишмента или, говоря проще, к вкусам довольного жизнью, добропорядочного обывателя, которого почти в равной степени раздражают интеллектуальные романы, эстетские фильмы, песни протеста и любые «проклятые вопросы», заданные всерьез... >>
В Столице прошли гастроли ансамбля Клер Парсонс Ансамбль современного танца Клер Парсонс, приглашенный Театром наций на мурманский фестиваль «Полярная звезда» и затем давший два спектакля в Москве, относится к музыкальному сопровождению своих представлений как большинство «современщиков» -- то есть складывает музыку в спектакль разнородными обрывками отовсюду (аранжировки делает Матеуш Херцка). Но этот принцип лоскутного одеяла вовсе не мешает Клер Парсонс сделать образцовый музыкальный спектакль. Потому что музыка в нем не на фонограмме. Она в режиссерском тексте. И это музыка клоунов... >>
Остин Пауэрс и Ко снова на экранах За последние пять лет придуманный и сыгранный американским комиком Майком Майерсом супершпион Остин Пауэрс превратился из человека-загадки международного масштаба в того же масштаба звезду и культового героя. Так что третья серия его похождений под названием «Голдмембер» если и заставила себя ждать, то недолго: куй, что называется, железо... >>
Одна дирижерская премьера и один дирижерский юбилей В Москве случилось сразу два заметных оркестровых события -- юбилейный фестиваль Владимира Федосеева с БСО и российская премьера за пультом РНО сенсационно успешного в Европе молодого дирижера Владимира Юровского. Если бы не концертное расписание, соединившее статусный оркестр с относительно молодым, заслуженного мастера и музыканта новейшей школы, их никто и не подумал бы сравнивать. Но формальный повод провоцирует если не на сравнения, то на наблюдения за дирижерскими и оркестровыми стратегиями... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|