N°171 18 сентября 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Роковые страсти Червонной дамы Открылась выставка Ольги Розановой
Под таинственным названием выставки в Московском центре искусств «Червовая дама русского авангарда», как за маской, скрывается Ольга Розанова -- одна из самых ярких русских женщин-художниц, из числа тех, кого теперь принято называть «амазонки авангарда». Ее выставкой Московский центр искусств продолжает свою «музейную серию». Эффектный поворот темы и тщательный отбор шедевров -- основа успеха куратора Марины Лошак. Вот и теперь для выставки она выбрала одну из самых странных тем в творчестве Розановой. Изображения карточных персонажей -- живописные и графические, иллюстрации к книге «Игра в аду», беспредметные изображения, в которых появляются карты и масти, не просто иллюстрируют живой и постоянный интерес художника к картам, но и играют со зрителем в загадочную игру с неизвестными правилами и яркими ощущениями.
«Игральные карты» -- первая живописная серия Розановой, предшественница двух ее беспредметных серий -- супрематической и цветовой. Примитивистская основа «Карт» очевидна. Многие современники художницы увлекались в те годы вывеской, плакатом, лубками. Правда, других карт, кроме афиши к первой выставке «Бубнового валета», в русском искусстве не было. Свойственный времени кураж народной картинки, эпатаж дерзкой, почти плакатной живописи не раскрывают «тайну» карт, о которой писали многие исследователи. Предположение о портретной основе серии, основанное на догадках, психологических ребусах и очевидной схожести многих персонажей с современниками Розановой, появилось совсем недавно, но и оно только немного приоткрывает загадку карточного расклада, созданного художницей в самом начале своего творческого пути, в предвоенные годы. Судя по воспоминаниям, Розанова была человеком замкнутым, ее никогда не называют, даже из вежливости, женщиной интересной и привлекательной. Трудная жизнь, бедность, ранняя смерть -- только страницы ее биографии, в которой нет ни поездок за границу, ни других заметных событий. Оставалось творчество -- яркий и яростный путь разрушения основ старого искусства, открытия новых возможностей живописи (которые менее одаренные последователи переоткрыли только после второй мировой войны), жесткая конкуренция с самим Малевичем. В искусстве раскрылся мощный темперамент Розановой, только в нем она была всевластной, всесильной волшебницей, превращавшей все окружающее в цвет и свет. Творчество Ольги Розановой трудно назвать забытым и невостребованным. Скорее наоборот, ее произведений долгое время не хватало. Пока не начали открываться запасники провинциальных музеев, казалось, что картин Розановой почти не сохранилось. При жизни ей нечасто удавалось продать их или послать на выставки за границу. Время не располагало: самый яркий период творчества Розановой приходится на трудные и голодные времена -- войны и революции. Потому в частных собраниях -- наших и зарубежных -- ее картины очень редки. После смерти художницы в 1918 году практически все, что ей удалось создать за неполные восемь лет активной творческой жизни, из Москвы потихоньку разошлось по провинции вместе с другими шедеврами русского авангарда -- закладывалась основа будущих музеев современного искусства. Увы, музеев таких нет и поныне даже в столицах, а современное искусство прекратило свое существование в России на многие годы. Потому удивительно не то, как много работ исчезло, растворилось в запасниках наших музеев, а чудо их нового появления на свет Божий спустя многие десятилетия. Карточную серию разыскивали по всей стране. Сохранившиеся в самых разных музеях нашей необъятной родины ее персонажи собираются во второй раз после персональной выставки Розановой, прошедшей почти незаметно десять лет назад.
Открылась выставка Ольги Розановой Под таинственным названием выставки в Московском центре искусств «Червовая дама русского авангарда», как за маской, скрывается Ольга Розанова -- одна из самых ярких русских женщин-художниц, из числа тех, кого теперь принято называть «амазонки авангарда». Ее выставкой Московский центр искусств продолжает свою «музейную серию». Эффектный поворот темы и тщательный отбор шедевров -- основа успеха куратора Марины Лошак. Вот и теперь для выставки она выбрала одну из самых странных тем в творчестве Розановой. Изображения карточных персонажей -- живописные и графические, иллюстрации к книге «Игра в аду», беспредметные изображения, в которых появляются карты и масти, не просто иллюстрируют живой и постоянный интерес художника к картам, но и играют со зрителем в загадочную игру с неизвестными правилами и яркими ощущениями... >>
Объявлены очередные лауреаты премии им. Станиславского Если бы не недовольство Никитой Михалковым журналистов и некоторых членов жюри, пресс-конференцию по случаю объявления лауреатов премии им. Станиславского можно было бы считать совершенно скучной. Недовольство вызвано тем, что в прошлом году президент ММКФ Михалков, не спросившись у организаторов театральной премии Станиславского, вручил Джеку Николсону кинопремию того же имени. И лауреат какой-то не такой попался, и к кино Станиславский имеет косвенное отношение, то есть вяленький скандальчик случился. Что касается самой премии, то в списке ее лауреатов нет вообще никаких неожиданностей, интриг, или повода для радости или огорчения... >>
Оперный режиссер Франческа Замбелло, работающая на сценах Нью-Йорка, Лондона и Парижа, только что добавила к своей творческой биографии новую постановку оперы Пуччини «Турандот» в Большом театре. Театр, в свою очередь, обзавелся спектаклем мирового уровня, каких здесь давно не видели и очень ждали. Теперь упорно ходят слухи, что в 2004 году Замбелло снова будет ставить в Большом -- на этот раз «Мазепу» Чайковского. Но в театре ничего официально не комментируют. Обозреватель газеты «Время новостей» Юлия БЕДЕРОВА встретилась с Франческой ЗАМБЕЛЛО между премьерными показами... >>
Издательство «ЭКСМО» могут обвинить в нарушении авторских прав Российский издательский мир ожидает, вероятно, международный скандал. По мнению экспертов издательства «Росмэн», выпускающего в России книги о Гарри Поттере, Джоан Роллинг, британское издательство Bloomsberry Publishing Plc, первым опубликовавшее бестселлер, и кинокомпания Warner Brothers,обладающая правами на поттеровский бренд, могут в ближайшее время подать в суд на издательство «Эксмо», опубликовавшее книгу Дмитрия Емца «Таня Гроттер и волшебный контрабас». В настоящее время агенты писательницы Джоан Роллинг внимательно изучают текст «Тани Гроттер» на предмет выявления точных признаков плагиата. Не исключено, что при нахождении оных издательству будет предъявлен иск о нарушении авторских прав... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|