N°165
10 сентября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  10.09.2002
В России надо жить вечно
Открылась выставка Ивана Бруни

версия для печати
Выставка Ивана Бруни, которой он при жизни не дождался, открылась в галерее «Интерколор». На ней представлены произведения камерные, почти домашние -- рисунки и акварели, созданные как бы «для себя». Вологодские луга, экзотические красоты Нормандии и Самарканда, скромные пейзажи средней полосы и милые прелести дачного сада. А еще изображения женщин, детей и женщин с детьми.

Семейную атмосферу открытия подчеркивало присутствие многочисленных потомков славной семьи Бруни, среди которых совсем не так много художников, как можно было бы подумать. Ведь Иван Бруни -- представитель огромной, возможно, самой длинной в России художественной династии, семнадцатый, кажется, художник в роду (и не последний). Трудно сказать, поддерживал ли Ивана Бруни его славный род внутренней своей силой или разнообразной историей, когда он вступал на творческую стезю в самые тяжкие для русского искусства послевоенные годы. Зажатое тисками идеологического и творческого обскурантизма, жестко изолированное от окружающего мира, поправшее опыт модернизма и авангарда, изобразительное искусство в Советском Союзе двигалось по странному пути, который до сих пор невозможно описать, опираясь лишь на скупые формулы «социалистического реализма» и «сталинского вкуса». Этими десятилетиями невозможно пренебречь, вычеркнуть из истории и памяти. Еще труднее их понять. Никакой гамбургский счет не прилагается. Между противостоянием и выживанием -- и физическим, и творческим -- располагается длинная шкала и множество оттенков. Опыт Ивана Бруни показывает, как непросто было вписаться в предложенные рамки и постепенно расширять их в поисках личной, собственной свободы творчества. На выставке кажется, что Иван Бруни и не трудился на заказ, а занимался лишь искусством для себя -- тщательно и подробно описывая красоту пейзажей и собственных жен. Что не было ему надобности сосредотачиваться на жестоких требованиях времени. Тем более что книжной графики Ивана Бруни, его «хлеба насущного», на выставке нет. А в представленных работах нет намека ни на знакомство с авангардным опытом отцовского поколения (а ведь сын Льва Бруни должен был что-то видеть), ни на современный ему официоз. Механическая выключенность из времени, попытка оправдать свою принадлежность высокому искусству реализовалась в том, как бы вневременном искусстве «для себя», которое и поныне в моде в нашей стране, как от греха шарахающейся от искусства «заказного» или «коммерческого». Романтические пейзажи, чудесные цветы Ивана Бруни являют нам особый род мастерства, сохранение которого часто ставят в заслугу этому поколению. Но возможно, что важнее пресловутого и эфемерного мастерства, якобы переданного следующим поколениям, сейчас оказался сам опыт существования и выживания художника в нечеловеческих условиях тоталитарной культуры. Демонстрация неистребимости творческого процесса и его преемственности. Иван Бруни был связью, мостиком через времена. Художник не сражался с системой, а приспосабливался к ней. И постепенно, как трава сквозь асфальт, пробивал бреши -- не только для себя, для других. Там где он появлялся, менялась атмосфера, становилось легче дышать, вокруг него группировались молодые художники, до сих пор благодарные за поддержку и глоток пусть и относительной свободы. Не только уникальность художественного жеста и своеобразие творческого пути ценятся в искусстве. В неярком творчестве Ивана Бруни привлекает ценность человеческих и творческих связей, которыми невозможно пренебречь, постоянство основы, на которой время оставляет разнообразные узоры.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ

  КУЛЬТУРА  
  • //  10.09.2002
«Турандот» Пуччини сквозь призму новой ритуальности
В Большом театре, как и намечалось, был благополучно сорван привычный ритуал открытия сезона. Вместо непременного «Ивана Сусанина» показали премьеру волшебно-ритуальной оперы «Турандот». Ритуал замшелости заменили ритуализованным прорывом к европейской изощренности. По крайней мере, так было задумано... >>
  • //  10.09.2002
В Венеции вручили «Золотых львов»
В минувшее воскресенье были подведены итоги 59-го Венецианского кинофестиваля. Главный приз, «Золотого льва», жюри под председательством китайской актрисы Гон Ли присудило фильму шотландского актера и режиссера Питера Муллана «Сестры Магдалины». Нет, наверное, ни одного критика, который кинул бы за это камень в судей или победителя, -- пока что камнями интенсивно кидается только лишь взбешенная католическая церковь. История девушек, которых в суровой католической Ирландии уличали в склонности к греху и заключали на неопределенный срок в приюты-тюрьмы, трогательна, мастерски разыграна молодыми актрисами и любопытна с этнографической точки зрения (последний такой приют был закрыт в 1996 году!). Но если честно, уж слишком она камерна для основной награды фестиваля «большой тройки» (Канны, Берлин, Венеция). Да и основной конфликт между свободолюбивыми созданьями и подлыми и корыстными клерикалами ни изобретательным, ни актуальным не назовешь... >>
  • //  10.09.2002
Открылась выставка Ивана Бруни
Выставка Ивана Бруни, которой он при жизни не дождался, открылась в галерее «Интерколор». На ней представлены произведения камерные, почти домашние -- рисунки и акварели, созданные как бы «для себя». Вологодские луга, экзотические красоты Нормандии и Самарканда, скромные пейзажи средней полосы и милые прелести дачного сада. А еще изображения женщин, детей и женщин с детьми... >>
  • //  10.09.2002
Легальные компакт-диски получили отличие
Вчера в пресс-центре мэрии Москвы прошла пресс-конференция, посвященная введению марки правообладателя, которая будет ставиться на легальные компакт-диски и аудиокассеты. По экспертным оценкам, капитализация рынка пиратской аудиопродукции составляет около 250 млн долларов США. Если пиратство уничтожить, деньги попадут в легальный сектор, способствуя развитию шоу-бизнеса, собираемости налогов, появлению рабочих мест и прочих прелестей легальной экономики... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика