N°154 26 августа 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Вброшены в невероятность Архитектурная программа Всемирной выставки 2010-го года
2 декабря в Монако будут выбраны страна и город, на территории которых пройдет Всемирная выставка «Экспо-2010». История этой выставки насчитывает более 150 лет. Смысл ее в том, что она не парад товаров, а парад государств -- субъектов международного права. Провести «Экспо» в своей стране архипрестижно. У Москвы был шанс стать местом проведения «Экспо» в 1967 году. Мы его не использовали. Теперь он появился снова. 5 мая в Москву приезжала комиссия Бюро всемирных выставок (BIE). В нее входят политики, дипломаты, экономисты -- люди, которые рассматривают выставку как макросоциальную программу. Эта комиссия готовит голосование за страну -- будущую хозяйку «Экспо». BIE определило, что в 2010 году «Экспо» впервые будет проводиться в одной из развивающихся стран. Наши конкуренты -- Китай, Польша, Южная Корея, Аргентина и Мексика. Мы предложили для выставки универсальный девиз: «Ресурсы, технологии и идеи как путь к единому миру». Традиционно самым амбициозным символом Всемирной выставки является архитектурная программа. На Первой Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году главным экспонатом стал Хрустальный дворец архитектора Джозефа Пэкстона. Уместно вспомнить также Эйфелеву башню на выставке 1889 года, «Рабочего и колхозницу» Мухиной, стоявших в 1937 году в Париже напротив павильона фашистской Германии архитектора Шпеера. О формировании раздела «символическая функция «Экспо», входящего в общую архитектурную программу выставки, обозревателю газеты Сергею ХАЧАТУРОВУ рассказал автор концепции «символическая архитектура» профессор МАРХИ Юрий ВОЛЧОК.
-- Кто является авторами архитектурной программы выставки? -- Проектируют «Экспо» главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, организация «Моспроект-4» (директор Андрей Боков). Курирует ее начальник отдела архитектуры в специально созданной московской Генеральной дирекции «Экспо-2010» (ГУП ВВЦ) Арсен Мелитонян. Им помогают многие консультанты. -- Что значит «Экспо» для Москвы? -- Предыдущая выставка проходила в Ганновере. До проведения в нем «Экспо» это был скромный провинциальный город. Сегодня он один из самых ярких культурных центров Германии. Что такое Всемирная выставка? Это прежде всего безупречное развитие городской инфраструктуры. Предполагается, что ежедневно «Экспо» будут посещать более ста тысяч человек. Можно себе представить, какой дополнительный поток гостей будет в Москве в течение полугода -- периода проведения выставки. Потребуются новый вокзал, новые театры, новые гостиницы, новые дороги. Никто не сомневается в том, что после «Экспо» жить в городе станет комфортнее. Вопрос в другом: что после Всемирной выставки останется? Для этого и существует понятие «символическая функция». И за нее всегда отвечает архитектура. -- Какой смысл вы вкладываете в определение «символическая функция»? -- Символическая функция -- образ своего времени, отраженный в веках. Всемирная выставка -- прекрасный повод создать подобный образ средствами архитектуры. После Парижской выставки 1889 года «символической функцией» стала Эйфелева башня. Что-то должно остаться после нашей... -- Расскажите, пожалуйста, о разделе «символическая функция «Экспо» предлагаемой архитектурной программы выставки. -- Местом проведения Всемирной выставки в Москве было выбрано ВВЦ (бывшая ВДНХ). Старая территория ВДНХ сохраняется как памятник архитектуры. Однако период тоталитарного классицизма не наша визитная карточка в мире. Во всех странах помнят и ценят другое -- российский архитектурный авангард. Только что в Штутгарте на конференции, предшествующей Берлинскому архитектурному конгрессу, обсуждали проблемы сохранения авангарда и показали большую выставку на эту тему. На этой выставке в центральном зале экспонируются огромные макеты архитектонов Малевича, горизонтального небоскреба Лисицкого, висят работы Ильи Голосова. И в докладах архитекторы и теоретики архитектуры постоянно вспоминали наших звезд авангарда: Голосова, Леонидова, Ладовского, Гинзбурга, Весниных, Мельникова... Очень важно, что наши мастера попали в золотую летопись мировой культуры. Но здесь возникает проблема. Большинство авангардных проектов наших соотечественников осталось на бумаге, не было реализовано. Вспомним Башню III Интернационала Владимира Татлина, проекты Ивана Леонидова. Возникла идея к открытию Всемирной выставки некоторые из этих проектов реализовать. Во-первых, для того, чтобы подтвердить жизнеспособность авангардной архитектуры. Во-вторых, чтобы привлечь внимание к ужасающему состоянию существующих памятников авангарда в Москве. В-третьих, чтобы создать целостную картину истории русской архитектуры XX века. Благодаря проекту возрождения русского архитектурного авангарда мы пытаемся расширить понятие «символической функции». Если 2 декабря голосование будет для нас положительным, я бы уже 3 декабря попытался сделать памятники архитектуры авангарда (клубы Голосова, Мельникова, жилой дом Гинзбурга) своеобразным рекламным брендом «Экспо». Приведя их в надлежащий вид, там можно разместить объекты, необходимые для реализации общей программы выставки. Теперь о конкретном разделе «символическая функция». Проект развивается по центрально-осевому принципу. На севере Москвы ядро выставки «Экспо» -- территория ВВЦ. Ее будут приводить в порядок как территорию историческую, ничего нового на ней строить не собираются. Новая территория «Экспо» подковой окружает ВВЦ. Рядом с ВВЦ у Третьего кольца появятся ультрасовременные по архитектуре евровокзал, гостиница, административные здания, многоуровневые стоянки. В их числе могут быть и объекты, созданные в развитие принципов архитектуры авангарда 20-х годов. Для Башни Татлина нашлось совершенно потрясающее место: на Яузе, на стыке проспекта Мира и Ярославского шоссе. Мы провели визуально-ландшафтный анализ -- Башня совершенно не давит на центр города, в пределах Садового практически не видна. Зато вокруг Башни оформляется блестящий ансамбль. На площади рядом, через дорогу -- скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница». По соседству -- жилой дом Жолтовского и то, что осталось от ватной фабрики Гинзбурга. Южнее хотелось бы реализовать мельниковский проект для Парижа -- «Гараж-стоянку через Сену» с уникальной пространственной структурой. По моему мнению, он мог бы стать одним из лучших в мире проектов выставочных павильонов. С северо-востока ось «символической функции «Экспо» тянется на юго-запад. Я акцентирую на ней другие объекты авангарда. Еще один композиционный узел -- в Сокольниках. Он формируется вокруг Клуба Русакова архитектора Константина Мельникова и иофановского поселка -- первого проекта Бориса Иофана после возвращения из Италии. Около площади Восстания -- жилой дом Моисея Гинзбурга. Сегодня его вид я бы назвал катастрофическим. Затем -- планетарий архитекторов Михаила Барща и Михаила Синявского. Его тоже необходимо реконструировать. Тем более что работа уже ведется по проекту Александра Анисимова. Замыкается ось на юго-западе, точнее -- на Воробьевых горах, где предполагается реализовать проект Ивана Леонидова, его Институт библиотековедения. -- Возможно, «символической функции» архитектура авангарда начала прошлого столетия соответствует. Предположим, она вписана в вечность на все сто. Но соответствуем ли этой функции мы? Если материализуем проекты вековой давности, не попадем ли на территорию музея, архива -- совсем не ту, которую подразумевает Всемирная выставка третьего тысячелетия? Ведь «Экспо» -- это смотр новейших достижений цивилизации. -- Тот же Татлин считал, что постройка его Башни -- дело будущего. Архитектура живет по своим ритмам. Век для архитектуры -- совсем не много. Мы пока не говорим о современных мастерах московской архитектуры, которые работают в развитие логики традиции, заложенной век назад, и чьи объекты также войдут в программу формирования «символической функции «Экспо». На празднование 100-летия Ивана Леонидова приезжал в Москву Рэм Кулхаас, один из столпов современной архитектуры. И говорил, что Леонидов -- эталон для него, не далекий пример из прошлого, не ретроспекция, а актуальный, сегодняшний опыт. -- Однако для иных авторитетных теоретиков (Дэвида Уоткина) наиболее современными являются сегодня охранительные, неоклассические тенденции. -- Настало время понять главное: в третьем тысячелетии неоклассика просто не может жить в отрыве от авангардных идей, так же как авангардные идеи не могут жить в отрыве от классики. Давно уже пора нам к своему наследию относиться не альтернативно -- либо авангард, либо классика, или-или, а органически -- и то и это. Я считаю, что наступают последние годы, когда об архитектуре прошлого века мы можем говорить как об архитектуре «нашей», новейшего времени. Например, построить сегодня что-нибудь по проектам Леду или Бернини мне показалось бы диковатым. Это уже другой слой истории. Граница новейшей истории движется, и очень скоро мы поймем, что она сместилась. Очень скоро за конструктивизмом мышеловка истории захлопнется, и это уже будет другой слой исторической культуры. Хочется, чтобы мы нашу историю новейшего времени успели понять и принять объемной и сложной, в ее реальной полноте. -- Другая проблема: диалог с российскими властями. Мы прекрасно знаем, как московская администрация умеет «беречь» шедевры 20--30-х годов. Рушатся жилой дом Моисея Гинзбурга на Новинском бульваре, студенческий дом-коммуна Ивана Николаева на улице Орджоникидзе, сползает в котлован дом Мельникова, его же Бахметьевский гараж обглодан до скелета. Щусевскую гостиницу «Москва» хотят разобрать. Полюбившееся московским властям «клонирование» и «улучшение» исторической архитектуры в большинстве случаев еще большее ее и наше оскорбление. Нет опасения, что проект «Экспо» может стать поводом нового крушения иллюзий? -- Совсем недавно, в начале июля проект «Экспо-2010» был представлен на Бюро всемирных выставок в Париже. Выступали Касьянов, Лужков. Они считают проведение «Экспо» в Москве синонимом самого высокого мирового признания. Провалить программу такого уровня просто нельзя. Для нас она реальная возможность вернуться в круг лидеров мирового архитектурного процесса, кем мы были в 20-е годы XX века. И я полагаю, программа возрождения архитектуры авангарда в этой связи должна быть проведена самым цивилизованным образом. -- Как проект «символическая функция «Экспо» предполагается финансировать? -- Всемирная выставка, мягко говоря, не дешевое предприятие. Согласно официальным информационным источникам, город должен затратить на «Экспо» 1,9 млрд долларов. Выставка начинается в мае 2010 года. Будет работать на город и на всю страну. Сейчас город и страна, естественно, должны работать на нее. Предполагаемое возрождение архитектуры авангарда, включенное в программу формирования «символической функции «Экспо», поможет убеждать потенциальных участников Всемирной выставки в выгоде инвестиций в «Экспо». -- Кто из архитекторов будет реализовывать раздел «символическая функция» архитектурной программы выставки? -- Я бы очень хотел, чтобы невоплощенные идеи отечественного авангарда реализовали наши московские архитекторы. Считаю принципиальным подчеркнуть: речь идет не о соавторстве с Татлиным, Леонидовым и другими. Мы лишь бережно и скрупулезно пытаемся воссоздать образ, спроектированный когда-то. На архитектурно-инженерные реализации их проектов необходимо объявлять конкурсы. Думаю, что в подобном конкурсе захотят участвовать и западные звезды, и для них это будет шансом воплотить собственную мечту. Чем мастер крупнее, тем больше дорожит он своими корнями. Многие считают для себя таковыми школу русского авангарда. С приятием цивилизованного отношения к архитектуре мы возвращаемся не к понятию «новаторство», а к понятию «начало». Мы предлагаем не конкурс на идею, а конкурс на реализацию идеи. Это позволит объединить безупречные идеи с безупречной технологией и безупречной культурой строительства, что в полной мере отвечает принятому девизу «Ресурсы, технологии и идеи как путь к единому миру».
Архитектурная программа Всемирной выставки 2010-го года 2 декабря в Монако будут выбраны страна и город, на территории которых пройдет Всемирная выставка «Экспо-2010». История этой выставки насчитывает более 150 лет. Смысл ее в том, что она не парад товаров, а парад государств -- субъектов международного права. Традиционно самым амбициозным символом Всемирной выставки является архитектурная программа. О формировании раздела «символическая функция «Экспо», входящего в общую архитектурную программу выставки, обозревателю газеты Сергею ХАЧАТУРОВУ рассказал автор концепции «символическая архитектура» профессор МАРХИ Юрий ВОЛЧОК. >>
Юрий Башмет официально назначен настоящим дирижером Башмет принял предложение Минкульта и теперь возглавит настоящий большой оркестр. Ну, может, и не совсем настоящий, но симфонический. Российский государственный симфонический оркестр еще недавно назывался просто «Молодая Россия», во главе его стоял активный Марк Горенштейн. В июле у «Молодой России» неожиданно образовалась вакансия. Дружественного Минкульту Марка Горенштейна не без скандала приняли в насупившемся Госоркестре, куда его определил Швыдкой. Теперь кажется, что ротация российских дирижеров на постах руководителей российских оркестров начинает принимать угрожающие размеры... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|