N°133 26 июля 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Крыс-потрошитель Михаил Шемякин освежевал мировое искусство
31 июля в Музее личных коллекций (Волхонка, 14) ГМИИ состоится официальное открытие выставки «Михаил Шемякин. Щелкунчик. Эскизы к балету». Полтора года назад выставка экспонировалась в филиале Русского музея -- Строгановском дворце. Наблюдавший ее тогда ваш корреспондент в преддверии московского вернисажа цензуру к памяти не допускает.
Сейчас, как и тогда, больше всего потряс эскиз оформления гостиной советника Штальбаума из первого акта балета. Огромный зал охотничьего замка с готическим резным потолком. На стенах -- трофеи: головы каких-то бронтозавров и птеродактилей. В углу -- чахлая и болезненная елка-дриада. Перспективу замыкает панно -- грубая копия знаменитой гравюры Альбрехта Дюрера «Носорог». Панно почему-то в кровавых тонах, будто носорог в огне на вертеле. Господи, зачем, думаешь, Шемякину еще и Дюрер? Что за наглость превращать гениальную гравюру в лубок для оформления сцены и даже повторять на оном лубке знаменитую монограмму Дюрера: литеру D, вписанную в литеру A? Гравюра, кстати, сделана была в 1515 году, и сам Дюрер посвятил ей маленький текст «Описание носорога». Из него можно узнать, что создано изображение по случаю прибытия в Лиссабон 1 мая 1512 года подарка португальскому королю -- живого носорога из Индии, что носорог -- смертельный враг слона и слон его очень боится, наконец, что носорог -- «быстрый, веселый и подвижный зверь». Дюреров носорог -- это такой носорожий патриарх, старый странствующий рыцарь, в морщинах, складках и средневековых доспехах-панцире. Шемякин тырит его для своего паноптикума и готовит из него жаркое. Так, впрочем, поступает он и со всей историей мирового искусства. Тырит, свежует и жрет. Повадки вполне крысиные. На то Шемякин и крысиный Гомер. Шемякинские крысы -- мутанты героев Калло, мирискуснической графики и советской книжной иллюстрации издательства «Малыш». Город сластей Конфитюренбург -- испугавшийся собственных размеров сервиз мейсенского фарфора, в котором копошатся жирные мухи и осы с гигиенических плакатов «Руки мой перед едой». Шемякин мог бы быть просто хорошим художником, уровня Митрохина и Чехонина. Но просто хорошим художником ему быть скучно. Ему хочется признания. Признания широкой общественности. А это зачастую фанфары в честь описанной выше крысиной тактики. Сперва требуется воспользоваться (стилем, мотивом, образом). Потом, чтобы вместо плагиата увидели глубокомыслие и артистический излом, надо удушить и протушить. Изготовить декадентский анчоус. Чем больше распада, тлена и вони -- тем лучше. Ингредиенты стоит мелко порубить и помешать между собой. Каспар Давид Фридрих пусть будет втерт в Дали, Дали в мирискусников, те -- в слякоть «петербургского мифа». Вот характерный фрагмент собственноручно написанного Михаилом Шемякиным либретто «Мой Щелкунчик»: «Маша видит странные птицеобразные существа, несущие часы с перепутанными цифрами. Затем крысы-аристократы, одетые как гости ее родителей, танцуют и издеваются над ней в полутьме. На авансцене появляется Дроссельмейер. Он «запускает» волшебный елочный шар, который, постепенно увеличиваясь, заполняет собой все пространство сцены». Подобные декадентские анчоусы очень напоминают шедевры салонного сюра самородков на набережной у ЦДХ. Приторно до дури. И хоть бы капля смысла. Да он, впрочем, и не нужен. Крысиный «пирдуха», в который превратил «Щелкунчика» Шемякин, не предполагает рефлексии. Боится ее. Не ровен час, кто-то всерьез задумается о качестве блюд из творческой кухни Шемякина, и у этого бедолаги «кого-то» случится несварение желудка. |
Михаил Шемякин освежевал мировое искусство 31 июля в Музее личных коллекций (Волхонка, 14) ГМИИ состоится официальное открытие выставки «Михаил Шемякин. Щелкунчик. Эскизы к балету». Полтора года назад выставка экспонировалась в филиале Русского музея -- Строгановском дворце. Наблюдавший ее тогда ваш корреспондент в преддверии московского вернисажа цензуру к памяти не допускает... >>
«Неверная» Эдриана Лайна на экранах Москвы Преуспевающий бизнесмен Эдвард Самнер прожил со своей женой Конни одиннадцать лет. У них есть дом в нью-йоркском пригороде, счет в банке и чудесный сын, который умеет издавать подмышкой неприличные звуки и играет зайца в школьном спектакле. Однажды Конни отправилась гулять в Сохо, и неожиданно налетевший порывистый ветер, в мгновение ока разметавший по богемному району свежие газеты и надувных зверей, сбил ее с ног и бросил прямо в объятия какому-то славному парню. Славный парень оказался книготорговцем из соседнего дома, он любезно поделился с Конни пластырем и, приложив к ране лед, чуть дольше, чем позволяют приличия, держал руку на исцарапанной ноге. А на прощание подарил редкое издание Омара Хайяма. Так что коленки еще не успели зажить, а Конни опять пришла в дом славного парня. И еще раз. И еще. Так что в доме Самнеров отчетливо запахло воровством. В конце концов Эдвард понял, что что-то не так, нанял частного детектива и узнал правду. Однажды, спустя считанные минуты после того, как Конни ушла, Эдвард пришел к славному парню домой... >>
Завершился «Славянский базар в Витебске» Под занавес фестиваль радовал всех и вся. Прошли два сборных концерта -- один «российский», посвященный трехсотлетию Санкт-Петербурга, второй -- звезд балканской эстрады. Со сверханшлагом выступило ирландское танцевальное шоу Tribute To River Dance. Наконец были объявлены дипломанты и лауреаты конкурса молодых исполнителей эстрадной песни... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|