N°132
25 июля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  25.07.2002
Nobody не хотел умирать
В папском дворце Авиньона сыграли NoBody Саши Вальц

версия для печати
Бывают художники радикальные. Звезда современной хореографии Саша Вальц -- отважный художник. Предельные состояния человека -- основное поле ее театральных исследований, но в отличие от многих своих коллег передать их на сцене она умудряется так, что это вызывает не физиологическую и не примитивную человеческую (может, «скорую помощь» позвать?), а исключительно эстетическую реакцию.

NoBody -- последняя часть трилогии Вальц о телах. Первая часть (она так и назывался «Тела» -- Korper) была одновременно первой постановкой, осуществленной молодым режиссером в «Шаубюне». (Этот респектабельный берлинский театр -- тот самый, которым руководил некогда Петер Штайн, -- Вальц возглавляет сейчас вместе с молодым Томасом Остермайером.) Спектакль сразу же пригласили на Эдинбургский фестиваль. Британская критика усмотрела в хореографическом опусе в первую очередь социальную подоплеку. Что, конечно, правильно. Опыт тоталитарного режима, ужасы концлагерей, утилитарное отношение к человеку -- все это не раз отозвалось в жутковатых «Телах». Когда две женщины, стоя на авансцене, торгуют собственной плотью -- печенью, легкими, сердцем, -- аккуратно прилепляя друг на друга ценники, этот анатомический рынок не может не вызвать соответствующих исторических ассоциаций. Так же как эпизод, в котором обнаженные люди кубарем катятся вглубь сцены. Куда? В братскую могилу, в преисподнюю? Бог весть.

Но еще важнее оказалась метафизическая подоплека действа. В области актуального искусства сказать новое слово куда сложнее, чем в области традиционного. Можно бессчетное количество раз станцевать «Жизель», но выставлять вслед за Дюшаном писсуар, раскрасив его в клеточку, или повторять с небольшими изменениями спектакль Пины Бауш -- непродуктивно и бессмысленно. Саша Вальц умудряется быть оригинальной на поле актуального искусства.

То, что окружающий мир враждебен человеку, давно уже стало общим местом современного танца, но в «Телах» частью этого враждебного мира оказывается сама телесная оболочка. Человек является одновременно и хозяином своего тела, и его рабом. Это не мандельштамовское «я и садовник, я же и цветок», ибо садовник относится к цветку с симпатией. Это почти вражда. Что для искусства танца, согласитесь, необычно и даже парадоксально. Участники представления воспринимают свои тела отстраненно и с каким-то саркастическим изломом: у меня есть рот (показывает на живот), с его помощью я ем, у меня есть ноги (показывает на уши), с их помощью я хожу. Но и нос, и уши, и ноги -- все это не я. Если у человека и есть душа, то к телу она отношения не имеет. Характерные для современного танца сюрреалистические метаморфозы здесь не радуют и не удивляют, а скорее удручают. Печальные кентавры из двух человеческих тел с недоумением рассматривают собственные ноги. Ну что с ними делать -- и прилечь трудно, и присесть не удается. Но самое страшное в спектакле Вальц то, что апокалипсис, которым опять же заканчивается едва ли не каждое второе представление современного танца, это вовсе не абсолютный конец. Погибнув, мир снова возрождается, чтобы опять пройти путь к гибели. И конца этому, судя по всему, нет.

Спектакль с многозначным названием NoBody (переводить название следует и как «Никто», и как «Отсутствие тела») продолжает эту тему. Его первая половина отчаянно напоминает сцены Дантова ада. Мучения у Вальц не имеют начала, а смерть -- конца. В самом начале представления несколько человек неистово машут руками, словно пытаясь взлететь, но вдруг падают замертво, и товарищи тащат по сцене их бездыханные тела. Мгновение -- и они снова в строю, и снова влачат такое же, как и прежде, полуобморочное существование. У людей отрешенные лица и неподвижный взгляд. Это и не люди даже, а какая-то единая человеческая субстанция, которую словно бы носит по сцене могучим ураганом. Или несет по течению жизни (точнее -- течению смерти). Здесь все неприкаянны и в прямом смысле слова не владеют собой. Здесь не человек управляет своим телом и не тело человеком, а некая неведомая сила ими обоими. Словно заряженные частицы, танцовщиков то притягивает друг к другу, то отталкивает. Все вместе они напоминают железный порошок, над которым манипулируют магнитом.

У спектакля Вальц сложная структура -- на сцене разворачивается одновременно несколько не связанных друг с другом «сюжетов», причем центра и периферии тут, естественно, нет. Всю эту танцевальную додекафонию сопровождает не музыка, а нарастающий с каждой минутой тревожный шум. Когда шум достигает апогея, неожиданно наступает тишина, и на сцену сверху опускается необъятных размеров белый шар.

Вторая половина спектакля (после появления шара) распадается на отдельные удивительно выразительные и остроумно придуманные номера. То появятся какие-то люди-колокольчики в надетых на плечи деревянных раструбах и начнут всячески обыгрывать свои одеяния-панцири. То два человека сольются в одного (первый падает замертво, второй пролезает в его костюм, и получается существо о двух головах и восьми конечностях -- наполовину живое, наполовину мертвое). То начнут забавляться с самим шаром: вот подошла к нему молоденькая танцовщица, запрыгнула на его колышущуюся поверхность, и ее понесло как на морских волнах -- вверх-вниз, вверх-вниз. Как зрелище интереснее вторая часть, как спектакль -- первая. Представление закольцовывает лишь финал. Чудо-шар пройдется по людям, словно огромный белый каток, но люди усмирят его, выпустят из него воздух и оставят сморщенным лежать на сцене.

По мироощущению все это близко театральным инсталляциям другого любимца Авиньона -- итальянца Ромео Кастелуччи (см. «Время новостей» от 18 июля). С той лишь разницей, что у Вальц неведомую силу все же удается победить. И на том спасибо. Уж очень вольготно эта самая сила стала чувствовать себя последнее время на театральных площадках Европы.
Марина ДАВЫДОВА, Авиньон

  КУЛЬТУРА  
  • //  25.07.2002
«Призрачный мир» на экранах Москвы
«Призрачный мир» -- это не про то, что призрачно все в этом мире бушующем. И уж совсем не про «я вижу мертвецов». Это призрачность совсем другого рода, которую можно ощутить вечером в провинциальном городке, когда любая трещина в стене видавшего виды дома, кажется, ведет в параллельную реальность, а за каждым окном с желтенькой занавеской -- другая вселенная. Это та призрачность, которую мы чувствуем, очутившись в новом и непривычном месте, которое вдруг покажется странно знакомым. Или наоборот. Когда мы меняемся -- взрослеем, стареем, переживаем какой-то новый опыт, и мир вокруг нас вдруг теряет четкость очертаний. Или, наоборот, обретает ее. Так что «Призрачный мир» -- это даже и не про «отречемся от старого мира», хотя речь идет о взрослении героини, которая перерастает отведенные ей жизнью рамки. Ибо в дни перемен непонятно, кто более призрачен -- окружающий мир или ты сам, бродящий по нему неприкаянной тенью... >>
  • //  25.07.2002
К семидесятипятилетию Зары Минц
Зары Григорьевны Минц нет на земле уже почти двенадцать лет. За эти годы многое переменилось -- и в ныне независимой Эстонии, где прошла большая часть жизни преподавателя (позднее -- профессора) Тартуского университета, и в России, где она родилась, училась, познакомилась с будущим мужем -- Юрием Михайловичем Лотманом, в той России, без которой просто не было бы Зары Григорьевны. Изменилось многое, но для тех, кто знал З.Г. (лично или умея слышать сокровенную мелодию ее научных трудов), для тех, кто однажды (и навсегда) ощутил ее солнечное обаяние, чувство личной утраты, кажется, остается столь же щемящим, как в октябрьские дни 1990 года, когда в Тарту, Москву, Питер пришла весть из Италии: умерла Зара Григорьевна... >>
  • //  25.07.2002
Вчера на 94-м году жизни скончалась актриса Московского академического театра имени Маяковского, народная артистка России Нина Тер-Осипян. В 1925 году она была принята в труппу Театра Революции (впоследствии переименованного в Театр Маяковского). Всю свою жизнь Нина Мамиконовна посвятила этому театру и выходила на сцену до последних лет, оставаясь в прекрасной творческой и физической форме. Она работала с Мейерхольдом, Диким, Охлопковым. Играла в таких спектаклях, как «Фронт», «Обыкновенный человек», «Гроза», «Легенда о любви», «Дядюшкин сон», «Дети Ванюшина», «Закат», «Забавы Дон Жуана». В «Забавах Дон Жуана» Тер-Осипян, уже разменяв десятый десяток, танцевала на сцене испанский танец. Зал регулярно устраивал ей овацию. Это прекрасно, что до последних дней она была окружена любовью и уважением публики и коллег... >>
  • //  25.07.2002
На выставке Сергея Чиликова в Московском Доме фотографии
Сергей Чиликов -- философ среди фотографов и фотограф среди философов -- известен как большой оригинал, автор множества странных фотографий и еще более странных философских сочинений. Новостью его творчество считать трудно, поскольку фотографирует Чиликов подольше, чем некоторые живут, да и сам не мальчик -- почти пятьдесят. Но образ странствующего философа из Йошкар-Олы настолько колоритен, что от него поневоле ожидают чего-то особенного. Тем более что совсем недавно Чиликов успешно поучаствовал в престижном фотографическом фестивале в Арле, а весной произвел фурор на последней Фотобиеннале. Злые языки утверждают, что в Арле запомнился Чиликов не только своим оригинальным творчеством, но и широкой душой, то есть полным соответствием заграничным представлениям о русском человеке -- много выпивал и даже падал в фонтан. Предпоследнее выступление Чиликова в Москве весной на биеннале также вызвало небольшой скандал. Фотографии простецких обнаженных теток, позирующих в смелых эротических позах в привычной антисанитарной обстановке то ли сарая, то ли барака, на слабонервных и неподготовленных зрителей производили впечатление посильнее книжек Сорокина... >>
  • //  25.07.2002
В папском дворце Авиньона сыграли NoBody Саши Вальц
Бывают художники радикальные. Звезда современной хореографии Саша Вальц -- отважный художник. Предельные состояния человека -- основное поле ее театральных исследований, но в отличие от многих своих коллег передать их на сцене она умудряется так, что это вызывает не физиологическую и не примитивную человеческую (может, «скорую помощь» позвать?), а исключительно эстетическую реакцию... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика